Писатели земли Уральской
 
главная для школьников 5-9 классов Банников И. Н.
 

Банников Илья Николаевич

Биография - Абхазия


Корреспондент в "горячей точке"

Желание всё испытать в жизни приводит Илью Банникова в горячие точки в качестве военного корреспондента. В Приднестровье в 1992 году он испытывает ещё какие-то романтические мальчишеские чувства к военным действиям. Но уже через год в Абхазии отношение к войне меняется. Илья признаёт только борьбу за свободу народа, против всякого давления и насилия. Вот что писал Илья о том времени междоусобицы: "Когда я уезжал в Абхазию, друзья и знакомые дружно говорили мне: "Ты рехнулся! На кой черт ты хочешь умереть за этих черножопых! От них на рынке и так нет прохода".

Я пробыл там более месяца. Не скажу про других горцев, но абхазов я узнал очень близко. Я был с ними в одном окопе, ел из одного котла, ходил на операции, кормил одних вшей, терпел холод, дождь. У меня осталась масса неприятных впечатлений об Абхазии и ни одного - об абхазах. Я был среди них гостем. Иногда это было трогательно, иногда утомительно, иногда даже смешно ("Азас, ты хочешь постоять в дозоре?"). Я так и не узнал, как по-абхазски "хлеб", "вода", "мясо", зато я сразу узнал значение слова "азас" - гость, "азасдкылара" - гостеприимство, "аламыс" - совесть...

Cтрах и неприязнь по отношению к кавказцам, которые процветают у нас в России, происходят оттого, что мы судим об этих народах по базарным торгашам, по той накипи, которую сами абхазы (особенно сельские, горные абхазы) с презрением именуют "хачапурники", "шашлычники" - это все равно, что судить о русском народе по мордатым мальчикам в ларьках). Народ - это те, кто пашет землю и сидит в окопах, а не те, кто торгует цветами и шашлыками. Что же до этих, прочих... Я был на абхазских похоронах, когда хоронили двоих парней, убитых в Шроме. Седобородый старик - тхамада сказал тогда: "Ребята эти ушли от нас, но разве они мертвы? Они всегда в нашей памяти, они живые. А те, кто сбежал, кто бросил в беде свою землю - вот кто настоящие мертвецы. Они умерли для нас навсегда. Кто не хочет защищать Родину - недостоин ее!"

Нет хороших и дурных, худших и лучших народов. В каждом есть герои и подонки, гении и дураки, скоты и святые. К счастью, не один я среди русских так думал. Как летом 1992 года в Приднестровье, так летом 1993 года в Абхазию ехали добровольцы со всей России, и не только из России. Я встречал в окопах украинцев, калмыка, турка - месхетинца, добровольцев из-за рубежа - немца из ФРГ, турецких абхазов, хорвата и жителя Саудовской Аравии.




В абхазских горах воевали донские и кубанские казаки, бригада добровольцев с Северного Кавказа, армянский мотострелковый батальон, отряд южных осетин и разведывательно-диверсионная группа "Дельфин" из Приднестровья. Не было разницы, христианин ты или мусульманин, русский или горец, было мало дела до всяких геополитических построений. Когда четырехмиллионное государство вторгается на территорию страны, где нет и ста тысяч жителей, что бы ни говорили яйцеголовые геополитики - правда не на его стороне".




И опять на бумагу талантливого человека ложатся взрывные строки стихов о войне. Поражают своей правдивостью и точность публицистические репортажи о людях на войне, о совести и предательстве, графические зарисовки с натуры.


Стихотворение
"Я видел начало гражданской войны"

Стихотворение
"Я не был убит в этот раз на войне"

Стихотворение
"Сон"

...Я видел начало гражданской войны -

Холодным декабрьским утром.

На всех площадях омертвевшей страны

Легли чьи-то черные трупы.

Неслись по проспектам людские стада,

И танки стояли вдоль улиц,

И били с обеих сторон, как всегда,

Поэтов, ученых и умниц.