Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовГитис М. С.
 
 

Гитис Михаил Самуилович

Литература об авторе

Моисеев, А. П. Гитис Михаил Самуилович / А. П. Моисеев // Календарь знаменательных и памятных дат: Челябинская область. – 2004. – С. 96-98.


ГИТИС Михаил Самуилович (1944 г.р.) — инженер, журналист, краевед


Инженер-двигателестроитель, кандидат технических наук, изобретатель, член Союза журналистов России, краевед, ученый секретарь Челябинского отделения Русского географического общества, ветеран спорта Челябинской области. И это далеко не все о нем — о Михаиле Самуиловиче Гитисе.

Судьба явно благосклонна к этому человеку, она подарила ему вторую жизнь.

Первая жизнь, такая обычная для мальчишки с 7-го участка ЧТЗ (так именовался знаменитый Соцгородок архитектора А. К. Бурова): школа-семилетка, машиностроительный техникум, служба в Советской Армии (1236 дней, о которых сержант в отставке Гитис вспоминает не только 23 февраля) и "родная проходная" ЧТЗ. На долгие 32 года. В той жизни были комсомол, на память о нем остались десятки грамот, настольная медаль ЦК ВЛКСМ и вечерний "тракторный" факультет Челябинского политехнического института (1973), на память — диплом с отличием и звание "Передовик производства и отличник учебы". Решение сложных конструкторских задач на производстве и общественные заботы лектора общества "Знание". "Лучший конструктор ЧТЗ", фото у заводского знамени и на Доске почета. Изобретательская и рационализаторская работа, отмеченная званием "Лучший изобретатель ЧТЗ". Публикации в научно-технических журналах и сборниках в стране и за рубежом. Кандидатская диссертация. До сих пор на здании заводоуправления ЧТЗ красуется созданный Михаилом Гитисом товарный знак предприятия, а из ворот тракторного гиганта выходят машины с изобретенными им узлами и деталями. Он — автор более 30 научных работ, 12 изобретений, ряда промышленных образцов и товарных знаков. Это сви-детельство того, что первую жизнь инженер-конструктор, главный конструктор проекта, заместитель начальника крупного отдела Михаил Гитис, удостоенный трех правительственных медалей и знака "Изобретатель СССР", на ЧТЗ прожил не зря.

Но десять лет тому назад Михаил круто изменил жизнь. Он организовал малое предприятие АБРИС, которое успешно занимается издательской и картографической деятельностью. С 1994 г. он — его директор. Увлечение краеведением завершается изданием книжной серии "Познай свой край" и чтением авторского спецкурса "Картографическое краеведение" в Челябинском государственном педагогическом университете.

Инженер-двигателестроитель и директор издательства, ученый секретарь Челябинского отделения Русского географического общества. Казалось бы, какие далекие одно от другого дела. Но… Есть две крепкие ниточки, которые прочно связали эти, на первый взгляд такие разные, жизни.

Первая: журналистика. О ней Михаил мечтал с пионерского возраста. В армии был активным военкором, затем рабкором заводской многотиражки. В его активе и крошечные заметки, и целые газетные полосы. Публиковался в местных и центральных газетах и журналах. Творческие способности, талант Михаила другой своей стороной раскрылись в издательской деятельности. В 1995 г. Михаил Гитис стал автором-составителем первого челябинского атласа-путеводителя "Как проехать по Челябинску", а год спустя он становится одним из создателей журнала-путеводителя "Уральский перекресток" и уральской туристской газеты "Приглашение к путешествию". В 1996 г. принят в Союз журналистов России. В 1999 и 2001 гг. он стал лауреатом областных конкурсов журналистов. Сегодня он не только главный редактор "Уральского перекрестка" и ответственный секретарь "Приглашения к путешествию", но и ответственный редактор географического атласа "Челябинская область", член редколлегии энциклопедии "Челябинская область". Журналистский образ "Деда-краеведа" (созданный совместно с главным редактором АБРИСа Александром Моисеевым) давно переселился с газетных страниц в познавательные книжки. В портфеле у журналиста-краеведа Михаила Гитиса первый задачник по географии Челябинской области "Занимательная география", увлекательные книжки по картографическому краеведению и туристским ресурсам Челябинской области.

Вторая ниточка: спортивное ориентирование. Спорт для Михаила — спутник на всю жизнь. 25 лет (завидный результат) он участвовал в легкоатлетических эстафетах на призы газеты "За трудовую доблесть", в том числе 12 раз в составе команды-победительницы. В 1967 г. увлекся спортивным ориентированием. Кандидат в мастера спорта. Неоднократный победитель и призер городских и областных соревнований. Всесоюзную известность получил как создатель спортивных карт. Он участвовал в подготовке спортивных карт для ряда всесоюзных соревнований и первых в СССР международных стартах в Алоле (Псковская область). В 1978 г. ему присвоено звание судьи всесоюзной категории по спортивному ориентированию, он утвержден судьей-инспектором Всесоюзной Федерации спортивного ориентирования. Как спортивный судья Михаил Гитис принимал карты и дистанции в разных уголках страны: Казахстан и Белоруссия, Урал и Сибирь, Карелия и Подмосковье. Почти тридцать лет картография была увлечением. С момента создания АБРИСа она стала работой — предприятие создавалось как официальный представитель крупнейшего на Урале предприятия Роскартографии — "Уралаэрогеодезия". С 1994 г. АБРИС имеет лицензии Роскартографии на право картографической деятельности. Основные картографические проекты, в которых принимают участие Михаил Гитис и сотрудники АБРИСа, — это карты и атласы для туристов и автомобилистов, схемы общественного транспорта и карты-планы городов и достопримечательностей Урала, учебные картографические пособия. Заметное место занимают картографические иллюстрации, например, для учебников по истории и географии, энциклопедий "Челябинск" и "Челябинская область".

Примечательно, что изобретательские навыки Михаил вместе с коллегами реализует и в картографических проектах. Впервые в практике уральской картографии АБРИС получил российские патенты на промышленные образцы "Карты-путеводители" (серия карт "Достопримечательности Урала") и "Комплект карт" (серия «Челябинск с точностью до дома»). Свою коллекцию авторских свидетельств и патентов на изобретения Михаил Гитис пополнил свидетельствами Роспатента на полезные модели: "Атлас" и "Малоформатный атлас". Инженерный опыт помогает освоить и новейшие геоинформационные технологии. Не за горами создание краеведческо-картографической геоинформационной системы. Уже первые шаги в этом направлении позволили Михаилу Гитису высказать новую версию о местоположении первокрепости Челяба. Так былые увлечения — журналистика и картография — стали главными делами в новой жизни Михаила Гитиса. А трудовой опыт "главной школы жизни" — Челябинского тракторного, конечно же, надежный помощник во всех трудностях непростого становления предпринимательской деятельности, в ежедневной борьбе за выживание на рынке товаров и услуг.

А любимое спортивное ориентирование Михаил не забывает и по сей день. Соревнования ветеранов собирают сотни поклонников этого увлекательного вида спорта. Среди ветеранов соперничество нешуточное. И сороковое место в российском рейтинге для Михаила достаточно почетно, хотя и не предел. Все еще впереди. И в труде, и в творчестве, и в спорте.