Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 клаcсовГитис М. С.
 
 

Гитис Михаил Самуилович

Произведения автора

Гитис, М. С. "АБРИС", Челябинское издательство / М. С. Гитис // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. 2004. — Челябинск: ЧОУНБ, 2003. — С. 72-75: ил.

"АБРИС", Челябинское издательство



Издательство "АБРИС" — лауреат Всероссийского конкурса Министерства образования России (2000), коллективный член Челябинского отделения Русского географического общества, соучредитель Челябинского фонда развития регионального туризма. Основано в 1994. Организатор и директор ООО "АБРИС" — инженер и журналист-краевед М. С. Гитис. "Коллективный" портрет АБРИСа предстает в трех ракурсах. Первый и наиболее выразительный — картографический.

Само имя "АБРИС" обязывает. Абрис — это карта-схема, выполненная вручную. Легендарный бард и академик Александр Городницкий, чей автограф с добрыми напутствиями бережно хранится в архиве издательства, написал когда-то песню "Перекаты":

Все перекаты да перекаты —

Послать бы их по адресу, —

На это место уж нету карты,

Плыву вперед по абрису.

Сегодня мы вправе перефразировать классические строчки. "НА ЭТО МЕСТО УЖЕ ЕСТЬ КАРТЫ" и "ВПЕРЕД С АБРИСом". Благодаря деятельности АБРИСа появилось множество картографических произведений на ЭТО, читай "Челябинская область", МЕСТО. Полноцветные карты-путеводители по голубому озерному ожерелью для туристов и краеведов. Подробнейшие карты "лесных стадионов", где тренируются и соревнуются спортсмены-ориентировщики. Доходчивые и достоверные карты городских кварталов, надежные спутники в "суете городов". Карты-схемы общественного транспорта, что украшают сегодня салоны всех челябинских автобусов, трамваев и троллейбусов. А еще карты для автомобилистов, охотников и рыболовов, карты учебные и тематические.

"...Малое предприятие "АБРИС" — первая на Южном Урале частная фирма, имеющая лицензию Роскартографии на право картографической деятельности. Предприятием выпущены карты на любой вкус: альбом контурных карт по географии Челябинской области, электронные карты..., последнее издание — путеводитель "Челябинск туристический... ".(М. Араловец. "Южноуральская панорама". — 1997. — (№ 4). 24-30 апр.).

АБРИС является пионером в деле создания картографического справочника на магнитных носителях. Технический директор издательства С. И. Тарасенко еще в 1996 г. разработал в авторской программе "Living map" " электронный справочник "Челябинск-96", отмеченный дипломом региональной выставки "Информатика и связь-96".

"...Универсальных электронных справочников в Челябинске еще не ; было. Даже трудно вообразить себе, сколько бумаги потребовалось бы для печатного аналога. Теперь же каждый : обладатель компьютера, имеющий у себя электронный справочник "Челябинск-96", может путешествовать по городу не выходя из дома...".

(М. Гайнуллин. "Челябинский рабочий". — 1997. — 25 янв.).

Карты, собравшись под одну обложку, превращались в атласы. Первый челябинский атлас-путеводитель "Как проехать по Челябинску" вышел в свет в 1995 г. Вслед на ним, практически ежегодно, коллекция атласов от АБРИСа пополнялась все более масштабными атласами. В 2003 г. издательство порадовало читателей солидным атласом для деловых поездок, туризма и отдыха "Уральский федеральный округ" и оригинальным карманным атласом "Челябинск". Конструкция этого малоформатного издания защищена свидетельством Роспатента на полезную модель. Новым этапом в картографической деятельности АБРИСа стала разработка и издание серии карт-путеводителей "Место встречи: Европа-Азия. Достопримечательности Урала". Уже первые два выпуска, посвященные национальному парку "Зюраткуль" и музею-заповеднику "Аркаим", вызвали большой читательский интерес далеко за пределами региона. Сравнение художественно-конструкторского исполнения карт-путеводителей с зарубежными аналогами позволило выявить ряд существенных отличий и оформить документы в Федеральный институт интеллектуальной собственности для получения патента на промышленный образец. Впервые в картографической практике уральского региона АБРИС получил патент Российской Федерации на промышленный образец "Карта-путеводитель".

К 70-летию образования Челябинской области в АБРИСе подготовлена настенная справочно-информационная карта, которая уже стала незаменимой и в крупном офисе, и в школьном кабинете. Серия карт "Челябинск с точностью до дома", которая также защищена патентом Российской Федерации, стала основой для новой настенной карты Челябинска в масштабе 1:20000. Не забыты картографами АБРИСа города области: изданы карты-путеводители по Магнитогорску, Златоусту и Троицку. Картографическое начало ощущается, когда мы возьмем в руки издаваемые АБРИСом средства массовой информации. Но это уже ракурс газетно-журнальный.

1996 год. Журнальный бум в Челябинске. Только официально зарегистрировалось пять журналов. Первым в этой полноцветной когорте было детище АБРИСа — ежеквартальный журнал-путеводитель "Уральский перекресток". Под яркой обложкой первого тематического номера поместился атлас "Как проехать по Челябинску".

"Нескучные путешествия" — так называется одна из рубрик нового челябинского журнала "Уральский перекресток". Сотни уникальных памятников природы, заповедных уголков нашего края откроются нам на страницах этого издания. Журнал одновременно является прекрасно иллюстрированным цветным атласом, который станет путеводным для всех, кто любит и желает познать свой край...".

(М. Шавкатов. "Челябинский рабочий". — 1997. — 25 янв.).

С тех пор свет увидели 42 номера журнала общим тиражом 205 тысяч экз. Тематика выпусков была различной, но отношение читателей к журналу было и остается неизменным. Он читаем и покупаем. С первого номера, по данным "Роспечати", журнал не знает слова "возврат". Растут тиражи. Растет конкуренция. Но журнал вновь впереди. На сей раз он стал первым уральским журналом, открытым для независимого аудита. С июля 2000 г. АБРИС стал партнером Национальной тиражной службы, а в выходных данных журнала появилась пометка: "Тираж сертифицирован НТС".

Карты и познавательная информация о родном крае были востребованы, когда в начале 1997 г. к названию областного комитета по физкультуре и спорту добавилось слово "туризм". Судьба газетного издания решалась на одном из заседаний облспорткомитета. Инициатива АБРИСа была поддержана и в канун празднования Всемирного дня туризма родилась первая уральская туристская газета "Приглашение к путешествию".

О содержании газеты рассказывают газетные рубрики: "Путешествия по родному краю", "Исторические прогулки", "Туринформцентр сообщает", "За три моря". Особинкой газеты стала четвертая полноцветная полоса. Традиционно на ней представлены картографические фрагменты челябинского Урала. Это живописные озера Тургояк и Увильды, голубая лента Юрюзани, курорты Кисегач и Еловое, заповедные Шершневский и Карагайский боры. Газета стала своеобразной карточкой области на региональных и международной туристских выставках. Появились и специальные выпуски газеты, полностью посвященные отдельным территориям области: Верхнеуральскому и Нагайбакскому районам, городу Усть-Катаву.

По заказу Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Челябинской области издательство приступило к выпуску новой газеты "Природа и мы".

Разработанный в 1995 г. альбом контурных карт по географии Челябинской области "породил" еще одно направление в издательской деятельности АБРИСа — краеведческое.

Задуманный как шпаргалка к контурным картам, справочник по географии Челябинской области превратился в серьезную книжицу и открыл серию "Познай свой край". В издании первого справочника новорожденному АБРИСу активно помогали опытные челябинские издатели Татьяна Ивановна и Владимир Владимирович Лурье.

"Печально, но факт: за последние четверть века ни одной книги по географии Челябинской области не издавалось. И вот на книжной полке пополнение...— краткий географический справочник "Челябинская область"... Первый экземпляр книги уже уехал в Санкт-Петербург. Научный редактор справочника доктор географических наук, профессор М. А. Андреева вручила его президиуму съезда Географического общества, которое в эти дни отмечает свое 150-летие...".

(А. Чересов. "Вечерний Челябинск". — 1995. — 25 авг.).

Маститые географы из президиума Географического общества наш справочник оценили высоко. Он был отмечен Почетной грамотой, а издательство АБРИС дипломом за большой вклад в формирование географической культуры на Южном Урале.

Вслед за географическим, появился справочник "Туристские ресурсы Челябинской области", где впервые приведены важнейшие природные, исторические и социально-культурные объекты туристского показа нашего гостеприимного края. В издательском портфеле продолжение серии: "Историческое краеведение", "Занимательная география".

Самая заметная работа АБРИСа — это, пожалуй, вышедший в 2002 г. в серии "Познай свой край" "Атлас Челябинской области". Предыдущая редакция атласа издавалась в 1976 г. События прошедшей четверти века, безусловно, сделали актуальным выпуск нового атласа. Губернатор Челябинской области Петр Сумин отметил в обращении к читателям: "Впервые за многие годы созданы и воедино собраны картографические портреты Южного Урала". Далее губернатор выразил надежду, что "это профессионально и с любовью подготовленное картографическое произведение поможет тысячам читателей изучить многоликую природу нашего края, его экономический и социальный потенциал, познакомит с культурно-историческим наследием".

Сотрудничество высокопрофессиональных картографов и дипломированных художников-дизайнеров п озволяет обеспечить высокий уровень издательско-полиграфической продукции АБРИСа. Подтверждение тому различных выставок и особо — Диплом выставки-ярмарки уральская книга-2002" в номинации "Лучшее издание о крае".

За работой время бежит незаметно бегу На бегу настигает нас первый юбилей — десять лет! Испытав чрезвычайно приятное и дорогое внимание читателей и коллег, журналистов и издателей, мы решили не сбавлять темпы. Мы — это творческий коллектив издательства. Это наш главный редактор Александр Моисеев, один из ведущих южноуральских краеведов. Строгий наш учитель и наставник. Сергей Тарасенко, совмещающий в дар программиста и уникального художника-дизайнера. Специалисты по маркетингу и рекламе Александр Власкин и Юрий Маше. Талантливый картограф Екатерина Козлова, дизайнеры Римма Кутлушина и Светлана Кустова, специалист по информации Инна Омельченко. И молодое пополнение, вчерашние студенты, прошедшие в АБРИСе преддипломную практику, Ольга Воробьева и Елена Чумак, картограф Дамир Рахманкулов.

Многотысячные тиражи изданий АБРИСа свидетельствуют, что издательство активно участвует в формировании культурно-информационного пространства города, области и региона. Продукция АБРИСа востребована читателями. а это и есть самая большая награда для творческого коллектива. Это и опора в сегодняшнее напростое время, и добрый ориентир на будущее.