главная • для школьников 5-9 классов • Ягодинцева Н. А. | ||||
Ягодинцева Нина АлександровнаЛитература об автореЯгодинцева, Н. "Ничему оправданья не надо…" / Н. Ягодинцева, беседу вел Д. Кондрашов // Лидер. 2000. 25-31 мая. С поэтессой Ниной Ягодинцевой мы знакомы достаточно давно. И я был рад очередной возможности встретиться с ней и поговорить. Тем более для этого есть отличный повод-выход в свет ее новой книги "На высоте метели". Нина, даже на первый взгляд эта книга существенно отличается от предыдущей... Да, пожалуй, точнее эту книжку было бы назвать сборником, потому что она очень неоднородна, по моему впечатлению. И для меня здесь важна не цельность, как, например, в "Амариллисе", в котором присутствует лирический, эмоциональный сюжет, достаточно четкая композиция. "Амариллис" вообще был завершением огромного периода жизни, в нем были собраны стихи, написанные в течение пятнадцати лет. После него я на полтора года осталась без музыки, без языка, в полной тишине. А после "Высоты метели" мне, напротив, очень хорошо пишется. Появляются тексты, которые меня удивляют, так что по всем признакам это книга перехода к какому-то новому для меня состоянию. Книга выглядит на редкость изысканно и изящно. Оформил эту книгу очень талантливый художник Дмитрий Прокопьев. Пять ангелов, которые встречаются на ее страницах, и суперобложка это все его. Дизайн книги разработал Владимир Лурье. Где учат на поэтов? На поэтов вообще очень хорошо учит жизнь. Мой жизненный опыт складывался из школы, литературного объединения, три года на заводе Магнитогорском металлургическом комбинате, потом Литературный институт, который в приказном порядке заставил очень многое забыть или переосмыслить, Затем я прошла очень жесткую школу в издательстве "Форум-Издат", которым руководил прекрасный человек, энтузиаст и подвижник Владимир Харьковский. Он был первым редактором моих книг. Потом работа в "Вечернем Челябинске"... Далее начинаются литобъединения, которые я вела, в частности "Литературная мастерская" при Союзе писателей. Давая интервью, наши поэты, музыканты, художники, артисты изо всех сил пытаются показать, что они бесплотные духи и питаются исключительно нектаром и амброзией... Но так оно и есть! (Смеется.) Меня и читателя гораздо больше интересует их земная ипостась. Нина, я знаю, что ты с двумя детьми живешь в общежитии. Есть ли какая-нибудь перспектива? Нет, перспективы пока никакой не просматривается. С 89-го года мы живем в общежитии. Последние шесть лет я стою на очереди в Союзе писателей. Я так думаю, что все мы живем у господа Бога в одном большом общежитии и... Ну что с этим поделаешь? Твоему сыну принадлежит замечательная реплика: "Мама, я русский, а не вегетарианец!" Что для тебя вегетарианство жесткая необходимость экономить или способ жизни? Никакой идеологической, финансовой и прочей подоплеки мое скромное вегетарианство не имеет. В один прекрасный момент я поняла: это мое. Через год я с удивлением обнаружила, что это дает экономию семейного бюджета примерно на треть. Дети нормально к этому относятся, то есть они не избегают мясных продуктов, но едят их очень мало и всегда отдают предпочтение фруктам и овощам. Почти всегда. Когда однажды у тебя украли шапку, кстати, все в том же Союзе писателей, ты не стала покупать новую и уже несколько зим ходишь с непокрытой головой. Тебе не кажется, что ты медленно, но верно движешься в направлении аскетизма? Да нет, в этом есть свой определенный кайф. К тому времени, когда у меня увели эту шапку, я уже пыталась пробовать элементы моржевания. И убедилась, что холод дает очень много энергии, которая необходима для работы. Ведь поэзия очень энергоемкое занятие. И когда меня в очередной раз спросили про шапку, я сказала: "Представляете, сколько хороших мыслей прилетает в голову!" На что мне ответили: "А вы представьте, сколько их выдувает оттуда!" Мы рассмеялись и разошлись каждый при своем мнении. И теперь, если какая-то мысль прилетела и я чувствую, что она вот-вот улетит, я ее записываю. Что тебе дает статус члена Союза писателей? Чувство принадлежности к определенному цеху. Для меня, например, литератор-профессионал это не тот, кто профессионально пишет стихи или прозу, а тот, кто профессионально относится к языковому материалу. Непрофессионал пытается словесно реализовать какую-то концепцию, а профессионал находится внутри материала. Во всяком случае, профессионал знает очень хорошо весь круг литературной работы от корректора до редактора-составителя. Сюда входит и способность работать, скажем, в жанре критики, публицистики, и умение профессионально, серьезно оценить работу другого литератора. Нина, зачем люди вообще занимаются литературой? Для чего я погружаюсь в это пространство, для чего нужен этот полигон, этот белый лист? Для того, чтобы решить какой-то конфликт. Почему, например, такое отторжение вызвал "Смеющийся третий"? Потому что ни один узел там не развязан по-настоящему. Все это переброшено в действительность, в реальность. Поэтому этот текст, скорее, является текстом-провокацией, нежели решением внутренних конфликтов, которых у каждого человека, я думаю, не меньше, чем у автора записок. Моя задача как поэта вывести внутренний конфликт на уровень музыки, гармоничного ощущения. Где-то все равно существует развязка этого конфликта... И я должна если не отыскать ее, то хотя бы как-то приблизиться. Когда мне удается услышать в безысходной, беспросветной ситуации музыку, которая уже сама по себе есть логика, я счастлива. Беседовал Дмитрий Кондрашов
|