главная • для школьников 5-9 классов • Медведев В. В. | ||||
Медведев Валерий ВладимировичТексты произведений
Медведев, В. В. Баранкин, будь человеком: 36 событий из жизни Юры Баранкина / В. В. Медведев; худож. А. Тамбовкин. М. : Детская литература, 1971, 1979, 1982,1984, 2005. 160 с. СОБЫТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ (ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ)А если я устал быть человеком Ребята, переговариваясь, выходили из класса, а мы с Костей все ещё продолжали сидеть за партой и молчать. Признаться честно, мы оба с ним были просто, как говорится, ошарашены. Я уже говорил, что раньше нам тоже приходилось получать двойки, и не раз, но никогда ещё наши ребята не брали нас с Костей в самом начале года в такой оборот, как в эту субботу. Я думал, что мы с Костей остались в классе совсем одни, и хотел уже поделиться с ним своими мрачными мыслями, но в это время сбоку ко мне подошла вдруг Зинка Фокина. Юра! сказала Зинка Фокина. (Вот странно! Раньше она всегда называла меня только по фамилии.) Юра… Будь человеком!.. Исправь завтра двойку! Исправишь? Она говорила со мной так, словно мы были в классе совсем одни. Словно рядом со мной не сидел мой лучший друг Костя Малинин. Исправишь? тихо повторила она свой вопрос. Фокина! сказал я официальным голосом. Если бы я был некультурный, я бы тебе сказал: "Не при ста вай!.." Фокина (возмущённо). С тобой совершенно невозможно разговаривать по человечески! Я (хладнокровно). Ну и не разговаривай! Фокина (ещё возмущенней). И не буду! Я (ещё хладнокровней). А сама разговариваешь!.. Фокина (возмущенней в тысячу раз). Потому что я хочу, чтобы ты стал че ло ве ком! А если я устал быть человеком, тогда что?.. возмущённо закричал я на Фокину. Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. сказала Фокина и вышла из класса. А я снова остался сидеть за партой, молча сидеть и думать о том, как действительно я устал быть человеком…" Уже устал… А впереди ещё целая человеческая жизнь и такой тяжёлый учебный год… А завтра ещё такое тяжёлое воскресенье!… СОБЫТИЕ ПЯТОЕ Лопаты всё таки вручают… И Мишка вот вот появится И вот это воскресенье наступило! На папином календаре число и буквы раскрашены весёлой розовой краской. У всех ребят из нашего дома праздник. Идут кто в кино, кто на футбол, кто по своим личным делам, а мы с Костей сидим во дворе на лавочке и ждём Мишку Яковлева, чтобы начать с ним заниматься. В будние дни учиться тоже небольшое удовольствие, но заниматься в выходной день, когда все отдыхают, просто одно мучение. На дворе, как назло, стоит замечательная погода. На небе ни облачка, а солнце греет совсем по летнему. С утра, когда я проснулся и выглянул на улицу, все небо было в тучах. За окном свистел ветер и срывал с деревьев жёлтые листья. Я обрадовался. Думал, пойдёт град с голубиное яйцо, Мишка побоится выйти на улицу, и наши занятия не состоятся. Если не град, то, может быть, ветер надует снег или дождь. Мишка с его характером, конечно, и в снег и в дождь притащится, зато в слякоть будет не так обидно сидеть дома и корпеть над учебниками. Пока я составлял в голове разные планы, всё получилось наоборот. Тучи сначала превратились в облака, а потом совсем исчезли. А к приходу Кости Малинина погода вообще разгулялась, и теперь на дворе солнце и небо чистое чистое. И воздух не шевелится. Тихо. Так тихо, что с берёзы, под которой мы сидим с Костей, даже перестали падать жёлтые листья. Эй вы, подберёзовики! раздался из окна нашей квартиры мамин голос. Вы пойдёте в конце концов заниматься или нет? Этот вопрос она задавала нам пятый или шестой раз. Мы ждём Яковлева! А разве без Яковлева начать нельзя? Нельзя! сказали мы с Костей в один голос и отвернулись от окошка и стали смотреть сквозь кусты акаций на калитку, из которой должен был появиться Мишка. Но Мишки всё не было. Вместо него за калиткой маячил, то и дело высовываясь из за дерева, Алик Новиков. Он был, как всегда, весь увешан фотоаппаратами и всякими фотопринадлежностями. Я, конечно, не мог смотреть спокойно на этого лазутчика и поэтому отвёл взгляд в сторону. Воскресенье называется! сказал я, стиснув зубы. В это время к Алику подошла Зинка Фокина; на плече она несла четыре лопаты, под мышкой у неё была зажата какая то картонная коробка, а в левой руке сачок для ловли бабочек. Алик сфотографировал Зинку с лопатами на плече, и они вместе направились к нам. Я думал, что Алик взвалит теперь лопаты на свои плечи, но этого почему то не случилось. Все четыре лопаты продолжала тащить Зинка Фокина, а Алик продолжал держаться обеими руками за фотоаппарат, который висел у него на шее. Эй вы, фотограф, сказал я Алику, когда они вместе с Зинкой приблизились к скамейке. Кажется, эти лопаты Вам не по плечу, Ваше Проявительство! Зато они будут по плечу вам с Костей, сказал, ничуть не смутившись, Алик Новиков, наводя аппарат на нас с Костей. И подпись: староста класса 3. Фокина торжественно вручает хозинвентарь своим соотечественникам… Зинка Фокина прислонила лопаты к сиденью скамейки, а Алик Новиков щёлкнул фотоаппаратом. Да, сказал я, внимательно разглядывая лопаты. Как в журнале "Костёр" получается… Что это ещё получается? спросила меня Фокина. Загадочная картинка, пояснил я. Понимаю, сказал Алик, где у этой лопаты ручка? Нет, сказал я Алику. Где мальчик, который будет работать этой лопатой?.. Баранкин! возмутилась Зинка Фокина. Ты что, ты не собираешься сегодня озеленять школу? Почему это я не собираюсь? ответил я Зинке. Собираться я собираюсь… Только неизвестно, сколько времени я буду собираться… Баранкин, будь человеком! сказала Зинка Фокина. После занятий с Мишей Яковлевым немедленно приходите в школьный сад! СОБЫТИЕ ШЕСТОЕ Семь выходных дней в неделе вот что поразило моё воображение! В кустах громко чирикали воробьи. Весёлыми компаниями они то и дело срывались с веток, перелетая с дерева на дерево, на лету их стайки то сжимались, то растягивались. Было похоже, будто все воробьи были связаны между собой резиновыми нитями. Перед самым моим носом в воздухе беззаботно летала какая то мошкара. Над клумбой порхали бабочки. На скамейке, на которой мы сидели с Костей, бегали чёрненькие муравьи. Один муравей даже залез мне на колено и стал греться на солнышке. "Вот у кого, вероятно, каждый день воскресенье!" подумал я, с завистью глядя на воробьёв. Не сводя глаз с акации, я стал, наверное, в двести пятидесятый раз сравнивать свою жизнь и жизнь воробьёв и пришёл к очень печальному заключению. Достаточно было взглянуть один раз, чтобы убедиться, что жизнь птиц и разных насекомых была беззаботной и просто замечательной; никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты… Каждый жил сам по себе и делал всё, что ему вздумается. И так всю жизнь! Все дни раскрашены розовой краской! Всё время праздник! Семь дней в неделе и все воскресенья! А у нас с Малининым один выходной в семь дней, и то разве это выходной день? Так, только одно название. А хорошо бы пожить хоть один денёчек вот так, как живут эти счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтобы не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только я и слышу от Зинки Фокиной: "Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!.." И так далее, и тому подобное… В школе будь человеком! На улице будь человеком! Дома будь человеком! А отдыхать когда же?! И где взять время для отдыха? Немного свободного времени ещё, конечно, можно выкроить, а вот где найти для отдыха такое местечко, чтобы тебе абсолютно никто не мешал заниматься всем, что твоей душе угодно? И здесь мне пришла в голову та невероятная идея, которую я уже давно, тайно от всех вынашивал в своей голове. А что, если взять и попытаться её о су щест вить! Осуществить сегодня же! Сейчас! Более подходящей минуты, может быть, больше никогда и не будет, и более подходящей обстановки и настроения тоже, может быть, никогда не будет!.. Сначала надо обо всём рассказать Косте Малинину. А может быть, не стоит?.. Нет, стоит! Расскажу! А там будь что будет! Малинин! сказал я шёпотом. Слушай меня, Малинин!.. От волнения я чуть было не задохнулся. Слушай! Конечно, если бы мне не нужно было в этот выходной день заниматься, а потом ещё и работать в школьном саду, то я, может быть, никогда бы не поделился с Костей своим невероятным и неслыханным замыслом, но двойка, красовавшаяся в моём дневнике, и лопата, прислонившаяся ко мне своим черенком, переполнили, как говорится, чашу моего терпения, и я решил действовать.
|