Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовМалейко А. С.
 
 

Малейко Анастасия Сергеевна

Об авторе

Капитонова, Надежда Анатольевна. Малейко Анастасия Сергеевна Писатель, драматург. [Электронный ресурс] / Н. А. Капитонова . — ЧОДБ : Челябинск . — Режим доступа: https://www.chodb.ru/kraevedenie/literatura/det_pisateli_chel_oblasti/3739//(1.03.2021)

Малейко Анастасия Сергеевна (р. 25 декабря 1977 года). Писатель, драматург, г. Челябинск.


Анастасия Малейко - автор повестей «Моя мама любит художника» и «Однажды летом мы спасли Джульетту». Благодаря первой повести - стала Лауреатом Международной литературной премии имени Владислава Крапивина в 2013 году. Благодаря второй – стала финалистом и получила специальный приз от литературного журнала «Урал» на той же литературной премии имени Владислава Крапивина, спустя 7 лет (2020 г.).

Малейко - финалист Международного конкурса драматургов «Евразия» (пьеса «Лиличка», 2011 г.), конкурсов «Личное дело» журнала «Искусство кино» («Один день из жизни Лилички», 2012 г.), «Действующие лица» («Кто любит Берту», 2012 г.). Она вошла в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Драматургия» с пьесой «Техника номер восемь» (2013 г.). Пьеса «Пока ты ждешь свою катастрофу» была «в особо отмеченных» отборщиками на «Любимовке-2014».

Родилась Анастасия Параскун 25 декабря 1977 года в маленьком городе Щучье Курганской области. В этом городе тридцатью годами раньше родился и замечательный челябинский детский поэт Николай Петрович Шилов.

Семья «корнями» уходит в белорусский Бобруйск, где родилась её бабушка. Бабушке было пятнадцать лет, когда началась война. В июне 1941 года семья из пяти человек бежала из родного города, где был свой дом с яблоневым садом. Пережили бомбежки, опасную переправу через реку Березину. Потом семью эвакуировали в Саратовскую область. Позже бабушку мобилизовали на работу на завод в Новосибирске, а её отца оправили работать в госпиталь в Бузулук Оренбургской области, где потом собралась вся семья и жила целых двадцать лет до возвращения в родные довоенные места.

В Бузулуке родилась мама Анастасии. В 14 лет она уехала из дома, поступила в фармацевтическое училище в Оренбурге. После училища маму распределили в Курганскую область, где и родилась будущая писательница. Отец Анастасии - профессиональный спортсмен, преподавал физкультуру, был директором спортивной школы.

Детство Насти было счастливым. В маленьком городе Щучье всё было близко. Она пишет «…на небольшом пятачке находилось все, с чем была связана моя тогдашняя жизнь. Четырехэтажный дом с качелей во дворе. Школа. Аптека, где мама работала заведующей. Кинотеатр «Мир», куда ходили смотреть все, что показывали. Музыкальная школа. Дом пионеров. Это был маленький, но настоящий мир, в котором я провела семнадцать лет жизни, до окончания школы».

В этом «мире» много места занимали книги. Про роль книг в детстве у Анастасии несколько воспоминаний: «…Первое - длинная полка с разноцветными обложками – серия «Мировая литература для детей». Иметь дома эти пятьдесят восемь томов было престижно, не каждому удавалось достать такую большую и красивую подписку. Там было много чего – и школьная классика, и советские авторы, и зарубежка… Длинная цветная полка с 58-ю томами (и оттенками цвета) до сих пор радует глаз дома у родителей…

В 1995-м году, после окончания школы, Анастасия поступила в Челябинский государственный университет на филологический факультет. Ей повезло на прекрасных преподавателей и умных и весёлых сокурсников. Университет был закончен в 2000-м году, специальность – «литературовед, преподаватель».

После университета Анастасия работала журналистом, литературным редактором в журнале, ведущей на радио. Потом стала писать пьесы. Псевдоним – Малейко появился, когда она написала свою первую пьесу. Пьеса «Лиличка» (2011 г.) была написана за несколько дней, была небольшой - семь страниц, но сразу попала в шорт-лист конкурса драматургов «Евразия», который устраивает ежегодно известный екатеринбургский драматург Николай Коляда и его театр.

Потом были написаны и другие пьесы, которые вошли в шорт-листы драматургических конкурсов. Пьеса «Техника номер восемь» была поставлена в 2014-м году в театре «Поиск» города Лесосибирска Красноярского края, спектакль участвовал в конкурсе «АРТ МИГРАЦИЯ» (Москва). Пьесы Анастасии Малейко печатались в столичных журналах. В 2016 году в Челябинске в рамках 20-го фестиваля современного искусства «Дебаркадер–2016» впервые в Государственном историческом музее прошел марафон читок пьес Анастасии Малейко. Лучшие артисты наших театров читали «Кто любит Берту», «Один день из жизни Лилички», «Пока ты ждешь свою катастрофу». При переполненном зале автор, режиссёры, зрители, театральные критики обсуждали пьесы. Все пьесы были высоко оценены.

Но однажды вместо пьесы «родилась» повесть о пятнадцатилетней девочке Лине, её маме и художнике («Моя мама любит художника»). Анастасия Сергеевна пишет: «Мне всегда хотелось создать историю, которую можно было бы запросто «проглотить» в поезде, в дождливые выходные на даче, в больнице, в безнадеге, а также в «слишком нормальных» устоявшихся буднях. От лица подростка. Откуда взялись эти люди, почему они стали вдруг разговаривать в моей голове, двигаться, смеяться, совершать глупые поступки и грустить – до сих пор не знаю». Книга стала лауреатом Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, которая присуждается ежегодно 14 октября в день рождения Владислава Петровича. Так случилось, что в год его 75-летия (2013) премия была вручена нашей землячке.

Детская писательница Тамара Михеева (Сон) о прозе Малейко написала так: «Анастасия Малейко пишет фактурно, выпукло. Читать её - все равно, что смотреть хорошее авторское кино, снятое гениальным оператором. Не только видишь картинку, но и чувствуешь запахи, ощущаешь на ощупь поверхности, чувствуешь кожей её мир. И проживаешь эту историю от начала до конца, как свою. Потрясающе, что в книге нет плохих героев, злых людей, есть только «более или менее несчастные», и это роднит Анастасию Малейко с великими русскими романистами».

Из отзывов (интернет): «…и вроде бы ничего не происходит, и в то же время случается все самое важное – любовь, одиночество, непонимание, страх перед жизнью и преодоление этого страха… И все – об одном: как нелегко порой в этом грохочущем и не всегда дружелюбном мире, как они сами творят из этого мира чудеса и как спасают запутавшихся взрослых». «Удивительная, легкая и светлая книга. Хочется смаковать каждую фразу. Это тот случай, когда книга цепляет не сюжетом, не моралью, а влюбляет в себя мягким слогом и своим внутренним миром».

Позже книга вышла в московском издательстве «КомпасГид» (2015 г.) с прекрасными рисунками Евгении Двоскиной. Книгу допечатывали, перевели на украинский и литовский языки. «Когда спрашивают, как эта книга получилась, что натолкнуло, откуда вдохновение, всегда отвечаю: мы не придумываем истории, они нас находят. Сами приходят из ниоткуда, забираются с ногами на диван и сидят там до тех пор, пока мы их не запишем» (из интервью с автором книги). Книга интересна и детям и взрослым. Её можно прочитать в интернете.

В 2020 году повесть «Однажды летом мы спасли Джульетту» напечатали в журнале «Урал» и не случайно не в рубрике «Детская». С высокой оценки этой повести начал свою статью известный писатель-критик Роман Сенчин: «Повесть яркая, пестрая, достоверная, умная. С замечательными диалогами…». Об авторе: «…Она настоящий художник слова».

Анастасия Малейко преподаёт в ЧГИКе (кафедра театрального искусства) «Историю театра» студентам-актёрам и режиссёрам. «Читаем с ними много пьес, потому как приходит время – и ты понимаешь, что хороший спектакль – это когда взяли черно-белые страницы текста и заставили их дышать, кричать и плакать» (А. Малейко).

Анастасия Малейко преподаёт в ЧГИКе (кафедра театрального искусства) «Историю театра» студентам-актёрам и режиссёрам. «Читаем с ними много пьес, потому как приходит время – и ты понимаешь, что хороший спектакль – это когда взяли черно-белые страницы текста и заставили их дышать, кричать и плакать» (А. Малейко).

Малейко встречается с читателями-подростками в библиотеках города. Подростки очень хорошо её принимают. Она – прекрасный рассказчик. Помогает ей в работе и общение с сыном, и постоянные неожиданные открытия, которые совершаются повсюду – на книжных страницах, в магазинах старых вещей и секонд-хендах, на улице и в дороге, в очередях и в трамваях… Она убеждена, «все, что мы пишем, даже если это несуществующая вселенная, когда-то было нами увидено. Поэтому пишущим просто необходим навык видеть, чтобы схватывать жизнь быстро, объемно и точно - даже если мы превращаем ее потом в совершенно другую реальность».

Есть уверенность, что Анастасия Малейко подарит читателям ещё не одну достойную пьесу и не одну книгу, которая станет известной.

Н. Капитонова Обновлено в 2021 г.