Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовКапитонова Н. А.
 
 

Капитонова Надежда Анатольевна

Тексты произведений

Капитонова, Надежда Анатольевна Зарождение детской литературы на Южном Урале [Текст] / Н. А. Капитонова // Исторические чтения. Вып. 10. — 2007. — С.154-158 : фото

Зарождение детской литературы на Южном Урале

Детская литература Южного Урала никогда не была предметом научного изучения. Но когда в школьные программы был введен "региональный компонент", когда в школе стало необходимостью изучать краевую литературу, издательство "Взгляд" выпустило в 2002-2003 годах три хрестоматии по литературе родного края (для 1-4, 5-9, 10-11 классов). Это была первая попытка осмыслить историю детской литературы у нас в области, ее значимость, жанровое и тематическое многообразие, воспитательную роль. Составители хрестоматий не ученые-литературоведы, работать им приходилось "с нуля", поэтому были неизбежны ошибки, неполнота сведений о писателях. Для двух составителей А. Б. Горской и Т. Н. Крохалевой эти хрестоматии были последними в их жизни работами.

В нашей области нет таких известных имен, как Мамин-Сибиряк, Бажов, но были и есть свои достойные писатели, которых знали и знают не только в нашей области. Наша детская литература имеет давние корни.

Литература, специально адресованная детям, появилась в 30-е годы двадцатого века. Но появилась она не на пустом месте. Благодаря исследованиям и изданиям Центра историко-культурного наследия г. Челябинска стали известными широкой публике имена и произведения таких писателей XIX века, как Матвей Ястребов, Василий Протасов, Александр Туркин. Их работы могли читать и дети. Александр Туркин — первый профессиональный писатель Челябинска, повести и рассказы которого знали в России. Василий Протасов оставил интересные воспоминания о школе в Челябинске в середине XIX века. Больше 150 лет прекрасной "Сказке о счастии" Матвея Ястребова.

Но особое место занимает наша литература начала 20-х годов XX века. Только что закончилась гражданская война. Наступило трудное, но новое время, появились новые молодые писатели, рожденные временем и историей, писатели-романтики.

Так случилось, что он написал много больших книг, но только первая и последняя, изданная уже после смерти писателя ("Воспитание души", 1962), рассказывали о родных местах. Если первая не была адресована детям, но вошла в детское чтение, то последняя была специально написана Юрием Николаевичем для детей. Без этих книг детям трудно представить историю Южного Урала, Челябинска в предреволюционные, революционные годы. Это единственная художественная книга для детей об этом сложном времени. "Воспитание души" не раз издавалась в Москве, есть и челябинское издание. Книга несет в себе большую нравственную нагрузку. Она — во многом духовное завещание детям. Не случайно эту книгу Либединский посвятил сыну Саше.

Зачинателем советской литературы называли и Лидию Николаевну Сейфуллину (1889-1954). Она тоже была очень известной в начале 20-х годов. Луначарский называл ее "знаменитой нашей уралкой". Позже все знали ее книги "Перегной", "Виринея". Писательница — наша землячка, родилась в селе Варламово (теперь — Чебаркульский район). Жизнь кидала ее по деревням и городам Урала, Сибири, Мордовии. В Челябинске она жила и работала недолго, 1919-21 годы. Здесь пригодился ее опыт учительницы, библиотекаря, актрисы. Она вместе со своим мужем — писателем Валерианом Правдухиным — успела сделать чрезвычайно много. Основать детский театр, для которого писала пьесы и играла в них, основать 22 новые библиотеки, многое сделать для библиотечного дела, образования в области.

Если Ю. Н. Либединский в "Неделе" оставил нам свидетельство, чем была для челябинцев Гражданская война, то Лидия Сейфуллина оставила нам в "Правонарушителях" (1922) картину последствий этой войны, бездомность детей. Эту книгу Лидия Николаевна написала на материалах первой на Урале Челябинской детской трудовой колонии (пос. Тургояк). Книга сделала Сейфуллину знаменитой. Книгу считали настолько важной, что "Правонарушителей" бесплатно рассылали по районам Урала и Сибири вместе с инструкцией по борьбе с беспризорничеством, изучали в школах. Позже книгу очень высоко оценил Макаренко за веру в человека, за правдивость. И сегодня работа Сейфуллиной, к сожалению, очень актуальна.

И еще один наш земляк был в то время широко известен. Это Виктор Савин (1900-1975), который в то время подписывал свои книги псевдонимом В. Горный. Его волновала та же тема, что и Сейфуллину, — беспризорность. В 1925 году в Москве, в серии "Библиотека юного пионера" вышла его книга "Шаромыжники" о детях-сиротах времен Гражданской войны, а затем на эту же тему "Беспризорный круг" и "Петяш" (1926). Позже эти книги были надолго забыты. Во время войны и позже Виктор Савин жил в Кусе и продолжал писать книги для детей, но уже скорее о природе, чем о детях. Его книга для детей "Юванко из Большого стойбища" (1975) издавалась дважды в Москве

Журнал "Детская литература" (Москва) за 1936 и 1938 годы помог нам найти сведения о первых советских, написанных специально для детей, книгах Южного Урала. Это было время строительства в нашей области заводов-гигантов. В конце 1932 года было решено издавать для дошкольников серию книжек-картинок "Новостройки Урала". Первой из этой серии была издана книжка "Челябинский тракторный завод", В ней было неудачно все: и тема трудная, сложная, почти недоступная маленькому читателю, и рисунок — условный, временами переходящий в чертеж, и печать — небрежная, неряшливая, своим видом отвращающая от книги. Вторая книжка "Что такое ЧГРЭС" была лучше. Но и она оказалась слишком сложной для детей. И оформлена крайне плохо. На том и закончилась серия. Неудача "надолго отбила охоту браться за дошкольные книги".

Издатели детских книг ждали от писателей книг о героях революции и гражданской войны, об индустриализации и коллективизации страны. Челябинский ученый-географ В. Старцев первым откликнулся на призыв. О его книге "Степные огоньки" (Челябгиз,1935) (колхозный труд в степях нашей области) появилась большая и язвительная рецензия ("Записки челябинского охотника". "Дет. лит.", 1936. №7). Книгу ругали и за содержание и за язык: "Хороша лесостепь, особенно в вечерний час. Жаворонки спустились с вышины и разбрасывают серебристые переливы своих песен в траве. Слева и справа дымят тракторы. Они тоже поют свою песню — песню труда и победы"... Об охоте на уток: "Одна утка в день съедает 200 граммов пшеницы. А в месяц она съест 6 килограммов. В два месяца, август-сентябрь, — 12 килограммов... допустим, их в Челябинской области, ну хотя 500 тысяч штук. 500 тысяч на 12 килограммов — 6 миллионов килограммов!...Съедят и улетают в Средиземное море, на Черное море к берегам Турции, в Персидский залив, Аравийское море. Там их бьют и кушают... Не пускать, бить их здесь надо и есть самим!". Заканчивается рецензия на "Степные огоньки" так: "Но только одно остается неразгаданным и покрыто мраком неизвестности: где же были издатели и редакторы этой побившей все рекорды по своей халтурности и безграмотности книги?".

Книга В. Старцева не сохранилась в фондах детских библиотек, рассказ о ней не вошел в хрестоматию. Но очень заметно, что челябинская детская литература привлекала внимание журнала "Детская литература". Значит, наша область была одной из первых, кто заботился об издании книг для детей. И не все книги были плохо написаны.

В 1937 году была напечатана в Челябинске сказка Василия Николаевича Кузнецова (1893-1953) "Базар". Это было первое поэтическое произведение для маленьких в Челябинске. Как появился "Базар"? В 1935 году на строительстве ЧТЗ был организован литературный кружок, который позже стал сильным литературным объединением. Это была настоящая школа прозаиков и поэтов, среди них немало тех, кто писал для детей. Из стен литературного кружка вышел В. Н. Кузнецов. Он был строителем ЧТЗ, но хорошо знал детей, любил их, работал с ними позже в Доме художественного воспитания детей. Им написано около десяти стихотворных сборников для детей, издававшихся в Челябинске и Москве. Но только его знаменитая сказка-шутка для малышей "Базар" пережила время. Удивительно, эта сказка появилась в страшный 37-й год, как будто детский поэт спасал детей в то время, радовал их забавной сказкой. Маршак, прочитав ее, пришел в восторг, рекомендовал Василия Николаевича в Союз писателей.

Тогда же Василий Николаевич подарил сказку челябинскому актеру Петру Кулешову. Началась война. Кулешов служил во фронтовой бригаде артистов, читал "Базар" бойцам в перерывах между боями. Солдаты переписывали сказку и посылали ее своим детям. К счастью, сохранилась на нашем радио запись чтения "Базара" народным артистом России Петром Ивановичем Кулешовым. Несколько поколений южноуральских ребят слушали ее. "Базар" много раз издавалась в Челябинске. Она вошла в хрестоматию для 1-4 классов.

Несколько позже появились стихи Лидии Александровны Преображенской (1908-1990). В. Кузнецов и Л. Преображенская заложили добрый фундамент детской поэзии нашего края.

А теперь о первом прозаическом произведении для детей в области. Первым детским прозаиком в Челябинске был незаслуженно забытый писатель и журналист Борис Семенович Ицын (1905-1968). Он был первым редактором детской литературы в Челябгизе (1937 год), уполномоченным Союза советских писателей по Челябинской области (с 1939 года), перед войной назначен ответственным секретарем железнодорожной газеты "Призыв".

Им была написана повесть для подростков, она так и называлась "Подростки". Повесть вышла в том же 1937 году, что и "Базар". Ею зачитывались школьники Челябинска и области. Герои повести — мальчишки и девчонки во время первой русской революции (1905) в Челябинске. Читателей притягивал яркий сюжет, подлинные события, живые характеры ребят, описания знакомых мест. Не случайно в "Детской литературе" (1938, №14) развернулась дискуссии о достоинствах и недостатках повести. Пожилые люди сегодня вспоминают, как они любили эту книгу в детстве. Через два года книгу еще раз издали в Челябинске. Челябинские ребята требовали от писателя продолжения повести. Борис Семенович начал писать продолжение. Стали в челябинской периодике публиковаться новые главы из повести Б. Ицына "Совершеннолетние", но началась война, работа над повестью была остановлена.

А 1943 году Ицын был арестован (58 статья). Были изъяты все рукописи. Чудом в 1946 году он был оправдан, но послан на работу на Север. В Челябинск Борис Семенович больше не вернулся. Позже, в 1967 году повесть "Подростки" была переиздана в Челябинске.

С "Подростков" началась большая прозаическая детская литература в Челябинске. Перечисление прозаиков заняло бы много места.

Надо сказать, что сегодняшние читатели получили возможность узнать имена первых детских писателей и поэтов Южного Урала. Многое делается для восстановления нашей памяти. Об издании хрестоматий говорилось выше. Издана энциклопедия "Челябинск", где все достойные имена детских прозаиков и поэтов названы. Издается полная энциклопедия "Челябинская область". И там можно найти сведения обо всех значимых детских авторах.

Кроме того, Челябинская научная универсальная библиотека ежегодно издает "Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область". Этот календарь год от года становится все полнее и достойнее. И там регулярно помещаются сведения к юбилеям и детских писателей. В этом календаре есть полная информация о В. Кузнецове, Б. Ицыне... Юбилеи писателей отмечаются и передачами по радио.

Когда исполнилось 100 лет со дня рождения Ю. Н. Либединского, эта дата была торжественно отмечена в городе. Юбилейный вечер прошел в здании бывшего реального училища (Красная, 38), которое заканчивал Либединский. На юбилей приезжала из Москвы вдова писателя, писательница Л. Б. Либединская-Толстая. Позже Лидия Борисовна передала городу посмертную маску Либединского, выполненную знаменитым скульптором Эрнстом Неизвестным. В городе есть улица Либединского, в Миассе центральная библиотека носит имя Либединского, есть мемориальная доска на бывшем реальном училище. Но не всем достойным писателям так везет на память. Есть улица Валериана Правдухина, а улицы имени его жены — писательницы Сейфуллиной — нет. Нет в городе ни одной мемориальной доски, нет библиотеки ее имени, а она столько сделала для культуры города!

Дом, где жил В. Н. Кузнецов, признан в Челябинске памятником культуры и искусства, но на улице Первой пятилетки (в районе ЧТЗ), на доме № 21 нет никаких знаков, нет мемориальной доски.

На Дворце культуры ЧТЗ, где много лет находилось литобъединение ЧТЗ, можно было бы поместить мемориальную доску с именами тех писателей, чье творчество здесь начиналось: В. Кузнецов, М. Львов, С. Черепанов... На этой доске обязательно должно быть имя Ефима Ховива, бессменного руководителя ЛИТО ЧТЗ в течение многих лет. Остается серьезной проблемой изучение детской краевой литературы. К сожалению, нет детского литературного журнала, каким была "Тропинка" в конце 90-х годов, нет детских страниц в челябинских газетах. Детская литература в Челябинске издается малыми тиражами.

Есть большая необходимость в открытии литературных экспозиций в краеведческом музее. В городе нет ни одного серьезного литературного музея. А писатели города и области, "взрослые" и детские, их книги достойны знания, памяти, экспозиции в музее.