Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 1 - 4 классов сказы и легенды

 

Сказы и легенды

О сказах и легендах

Дорофеева, О. [Об уральских сказах, легендах, преданиях] / О. Дорофеева // Золотая нить : Миасс в легендах и преданиях / худож. Е. Смирнов, сост. В. Усольцева, авт. предисл. О. Дорофеева. - Миасс, 1994. - С. 3-18
Среди имён любимых и родных
Храним мы рек прозрачные названья.
Мы помним шелест ковылей седых
И синих гор лепные очертанья.
А если на чужбине, среди сна.
Согреет нас дыханием сосна.
То как рисунок на булатной стали
Возникнет в сердце песня об Урале.
Л. Татьяничева

Красив Урал! Тот, кто хоть раз побывал в наших краях, будет всегда помнить его.

Что ни поворот, то новая выдумка природы: встреча с горным хребтом, кудрявым, под мелкой карликовой вишней: уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая, с ветками до земли, взлет на высочу холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье и изумрудная речушка, прозрачная, как горный кристалл, или берег синего озера. Лежит озеро в полном одиночестве, мелкие волны набегают на бережок, чмокая, словно стриж в траве: качаются на воде розовые кувшинки". (М. Шагинян)

Таким увидели наш край и первые поселенцы Урала в XI веке. Поэзия, разлитая в природе, требовала воплощения в слове, мелодии, предмете. Так появляются песни и сказки, предания легенды.

Уральские сказы - что камешки в горе. Один копнёшь - и на целый занорыш наткнёшься, и такой, что цены ему не будет. Слово великий дар художника. Оно как гранёный самоцвет в его руках: сколько граней - столько лучистых, сверканий, переливов, красок. Найти их дано умельцу-гранильщику, чувствующему душу самоцвета как живую. Такими умельцами были Павел Петрович Бажов, Серафима Константиновна Власова и сегодняшние сказители Юрий Геогревич Подкорытов, Юрий Киприянович Гребеньков и другие.

Предания - это устные рассказы о местных событиях и героях, претендующие на достоверность. В основе предания всегда лежит факт. Историк Р.Малюгин писал: "Предания подчас являются главным фактором в изучении тех эпох и народов, где нет письменных источников и оставшиеся вещи не сохранили нам ни имён исторических личностей, ни хода событий".

Легенды, напротив, основываются на вымысле, рассказывают о жизни богов и героев. Но предание часто обрастает вымышленными подробностями, грань между преданием и легендой теряется.

Первыми русскими, пришедшими в наши края, были новгородцы, затем жители равниной средней России - Орловской, Пензенской и Рязанской губерний. Пришельцы, осваивавшие незнакомые места, хотели объяснить для себя происхождение гор, поражавших красотой, суровостью и богатством своих недр. Так появляется "Предание о том, откуда взялись горы, великие и малые". Но даже первые поселенцы приходят не на пустое место. Они находят старые шахты, курганы, следы прежних обитателей. Сохраняются и предания о "чуди белоглазой", о "людях с головой на груди", о сарматах - древнем скотоводческом племени, населявшем когда-то уральские степи. За давностью лет стирается заинтересованность в жизни "чуди", передаётся только факт её существования да остаётся сожаление о заколдованном золоте, ушедшем в землю.

Интересна также легенда о великанах-людоедах, оставивших в земле медные доспехи. Она объясняет появление меди, говорит о храбрости наших земляков, и придумана явно "работными" людьми, для которых главным в жизни становится работа на заводе.

Миасскую долину называют золотой не случайно. Золото здесь было россыпным и рудным, но находили и самородки весом до 36 кг ("Большой треугольник"), На такой земле возникали многочисленные легенды о происхождении золота, золотых жил, о сказочных существах, стерегущих богатства недр.

Происхождение золотых жил сказители связывают с Полозом. Полоз представляется им необыкновенно большим змеем, наделённым волшебными свойствами. Однако рассказчик не чувствует ужаса перед ним: с Полозом могут справиться даже муравьи.

Полоз, Хозяйка горы (или просто золотая девушка) выступают в роли хранителей и распределителей земных богатств: одним они облегчают доступ к золоту и драгоценным камням, указывают место, других отгоняют, пугают и даже убивают. Помогают сказочные существа только достойным людям, знающим "специальное" слово. Достойным же, с точки зрения народа, были лишь честные, бескорыстные труженики. Любая попытка богача, приказчика добраться до золота, самоцветов кончалась для него чаще всего смертью.

Народные придания о кладах (причем, клад принимается не только как спрятанное кем-то добро, но и вообще как богатство недр), как правило, не имеют благополучных концов. Старатели, горщики не становились ни богаче, ни счастливее от своих находок. Они утешали себя мыслью: не наступило еще время для этого, поэтому и клады не даются в руки, уходят. Важное место для освоения нового края занимали топонимические предания. Первые поселенцы старались не только запомнить, но и объяснить для себя название гор, рек, лесов, озёр. Сама природа подсказывала человеку, вызывала игру воображения.

Топонимическое предание может заключать в себе рассказ об истинном значении слова - перевод - ("Голубое зеркало Семигора"), а может основываться на принципе народной этимологии - на стремлении обыграть слово ("Легенда о реке Миасс" Г.Н.Матюшина. "Стоп. нога". "Брат Байкала". "Голубые скалы" и т. п.).

Топонимическая легенда может рассказывать о труде, быте, социальных условиях жизни людей. И хотя речь всегда идёт о далёком прошлом, неминуемо будут задеты темы, актуальные для современного рассказчика.

Очень часто предание связывается с именем "народного заступника". Это и Пугачёв, и Белобородов, и Салават Юлаев. Таким образом, предание, оставаясь топонимическим по форме, наполняется другим содержанием.

В преданиях о Пугачёве так же, как и в легендах о кладах, звучит мотив недостижимости сейчас богатства и счастья ятя "работных" люден. Но и богачам не позволено захватить золото, добытое тяжким трудом народа. Клад остаётся легендой.

На Урале собрано много легенд и преданий о первом Демидове, о его потомках, о том, как начинались первые заводы. Такие предания называются генеалогическими. Рассказчиков и слушателей интересовала история не только богачей, но и зарождение рабочего сословия на Урале и его роль в развитии промышленности.

В преданиях звучит восхищение красотой и силой людей. Поэтизация творческого труда особенно видна в преданиях о наиболее прославленных мастерах, по которым равняются рассказчики. Для старателя важно было умение отыскать богатства земли. Человек не просто искал клад, он должен был находиться в состоянии постоянной сосредоточенности. С течением времени образ реального человека обращался в фольклорный образ идеального мастера. Часто эти персонажи наделялись сверхъестественными качествами.

Отметим, что авторы преданий, выбирая в герои двух людей, подчеркивают и их разную национальность (чаше всего башкир и русский), и их духовную близость (легенда о реке Миасс, Солнечный камень).

Урал всегда гордился умельцами, а умельцы гордились своим Уралом, его силой, богатством, любовались самоцветами, рассказывали о них легенды. Камни в легендах оживали, лучились, сверкали так же, как и минералы под опытной рукой гранильщика. Легенды и предания живут, но стали забываться. Давайте собирать эти сверкающие россыпи самоцветов, давайте не забудем о своём прошлом.

О. Дорофеева