главная • для школьников 5-9 классов • Власова C. К. | ||||
Власова Cерафима КонстантиновнаПроизведения автора
Власова, Серафима Константиновна Чугунная цепочка : [Сказ] / С. К. Власова // Живинка в деле : Сказы и сказки. — Челябинск, 1976. — С. 84-93. ЧУГУННАЯ ЦЕПОЧКА Про каслинское литье да про мастеров его давным-давно слава по свету гуляет. И тем эти мастера славы добились, что своей горячей кровинкой сумели чугун оживить. Недаром сказки и были про этих умельцев в народе живут. Из поколения в поколение передаются. Вот и про чугунную цепочку сказка-быль сложена, а в ней говорится: Работные люди в старые годы в Каслях про свой завод да про свое житье-бытье так говорили: в наших местах пять больших да пять десятков малых озер. Пять церквей да пятьдесят пять плетей, и все разного вида. Вот оно, дело-то, какое получалось. Хозяева заводов и разное горное начальство далеко от простого люда находились. Мелкая же сошка, вроде надзирателей, конторских служащих, на глазах у всех жили. Оттого все и видели, как эта сошка-блошка живет да из кожи вон лезет, чтобы потрафить начальству. И себя не забыть, без выгоды не остаться. Взятки брали, смотря по чину. И разных размеров, были они по неписаным законам давались, ни в каких конторских книгах не занесенные. Правда ли, нет, будто в те годы один управитель Карпинский взяток не брал, хотя верой и правдой хозяевам служил. Без малого двадцать лет он в управителях Кыштымского горного округа значился. Оттого и до нас его имя дошло... Говорят, много студеных зим над заводом Каслями отгуляло с того дня, когда это дело началось. Жил Карпинский не в Каслях, а в Кыштыме. В Касли наезжал, когда надо было. И вот в один из долгих зимних вечеров в зале большого расторгуевского дворца, у камина, в глубоком кресле, задумавшись, сидел Карпинский. Старик был одет по-домашнему, в халате. Тут же на маленькой скамейке, помешивая огромными чугунными щипцами пылающие в камине дрова, сидел лакей Никитка. Это был щупленыкий на вид мужичонка, с редкой бородой на морщинистом лице. Он глядел на огонь в камине, и по его рано состарившемуся лицу пробегали тени. Никитка временами то поглядывал на барина, то смотрел в окно, за которым выла вьюга и шумел буран... Никитка! будто очнувшись ото сна, окликнул Карпинский слугу. Расскажи что-нибудь про старину. Любил управитель слушать Никитку, первого сказочника на заводе, первого балагура и весельчака. Был Никитка совсем неграмотным, а сказки говорил складно. Бывало, примется за побасенки живо людей брало: откуда у него все бралось! Без присказулек не мог Никитка обходиться. Как начнет выговаривать про начальство да их проделки, люди от души смеялись. Все нутро у заводской сошки вывернет наружу, да еще сольцой посыплет... И вот как-то раз приехало из Екатеринбурга в Кыштым большое горное начальство. В ту пору смятение среди рабочих заварилось. И все из-за покосов и земельных наделов началось. Наотрез хозяин отказался давать рабочим покосы. А попробуй проживи без покоса, когда в другой семье без малого одна кормилица корова. Заработки известно какие были в ту пору. Из бедности народ не вылезал... Приказали рабочим собраться возле заводских ворот. Тут же крутился и Никитка. В кузнице работал он. Мелкими поделками пробивался. То на конном дворе конюхам помогал. Только недолго довелось ему на конях ездить. Выгнали оттуда за то, что, бывало, поедет с возом до Каслей, а потом сказку про себя сплетет: "Ох, и ехал я. Семь верст в сутки, только лес мелькал!" Одним словом, работник он был такой, про которых говорили в шутку: "Вся v него сила в язык ушла". Ну вот. Обошли господа завод и к рабочим вышли. Сами злющие такие... "Быть разносу вместо покосов", говорили рабочие между собой. Поначалу заговорило самое старшее начальство, за ним загудели младшие чины. Последним перед рабочими опять речь держал чиновник, шибко, видать, важный. Он был в суконном мундире с висячими эполетами на плечах. А стояла страшимая жара. Известно, самый сенокос. Кричал, кричал этот начальник, а сам все время платочком с макушки пот вытирал. Вот она, эта самая голенькая макушка, и надоумила Никитку сыграть с господами злую шутку... Подошел он к начальнику вдруг близко-близко, оттолкнул приказчика в сторонку и крикнул, глядя на розовую плешь эполетов: Ваше степенство! гаркнул он. У вас на челе-то вошь сидит-с! Горный начальник в эполетах так и оторопел. Растерялся, оглянулся кругом, словно вошь могла быть с корову. А Никитка, крутясь возле него, уж другое сыпал: Видать, ваше степенство, вы ручкой-с на их сиятельство смахнули-с, глядя уж на Карпинского, бормотал он. Дошел черед растеряться и управителю, но, увидав в Никиткиных глазах хитринки, Карпинский сразу догадался о проделке своего любимца, однако господам виду не показал и принялся громко кричать на Никитку. А тот уже шарил по земле, будто и вправду искал вошь. Искал и все время приговаривал свои гудки-прибаутки: Видал не видал, правду не сказывал. Потом, будто поднял вошь с земли, крикнул: Вот она, живодерка окаянная, чуть их степенство не съела! Побегу камень к ней привяжу да в пруд брошу. И, дав круг вокруг эполетов, враз убежал. Рассмеялся Карпинский. Не обращайте внимания, господа, на этого скомороха, сказал он. Самобытность, так сказать, первозданная. И, круто повернувшись в разговоре, стал приглашать гостей на обед... Упоминание о званом обеде обезоружило начальство... Как добился Карпинский у эполетов разрешение косить рабочим по болотам осоку не ведомо нам, а вот что Никитку послали на конный двор для отсидки сохранилась молва. Не скучал Никитка в пожарке на конном дворе. Вечно там толклись старики. Все новости можно было узнать, а при случае и тайное послушать. Вроде такого: на каком заводе не вышли на работу заводские, где вспоминали Пугачева, да мало ли о чем они вели разговоры между собой втайне от наушников. Умели старики умное и нужное слово оказать, а еще умнее могли молчать, когда надо было. Сыпал в отсидке на конном дворе Никитка свои побасенки, а между ними припоминал, когда и сколько раз его на конном плетями стегали, когда еще парнем был. Заодним и любимые присказульки говорил: "Робил в шахте, а попал в Сибирь". Или вроде такой: "Хотел надзиратель спеть по-соловьиному, а вышло по-петушиному". Не только его дружки-старики, но и заводские женки приносили на конный двор Никитке шаньги и пироги. И опять радовался бобыль-сказочник людской доброте и, уминая шаньги, приговаривал: Голодное брюхо и гвоздь перемелет. Как Никиткины сказки уводили далеко людей от горестной жизни, так и наш сказ о нем оторвал нас от того вечера, когда Никитка с Карпинским сидели в кабинете у камина и коротали вьюжную зимнюю ночь. Как приказал барин ему про старину рассказать, сразу ожил Никитка, куда и сон пропал. Отряхнулся, как всегда присказульку ввернул: Горочки-пригорочки. Эх! Бил-бил, едва вырвался. А потом уж и за оказ принялся. Барин! Я не сказывал вам про пермяцки клады? спросил Никитка. И, не дождавшись ответа, начал, как всегда, издалека: Один мой дружок сказывал. Подался он раз в бега, да где-то за Камой-рекой заблудился. Блуждал он в лесах один день, другой, а потом дням счет потерял. До того обессилел, что думал конец ему пришел. Да вдруг на курень и наткнулся. А леса там были страшимые, одно слово непроходимый угрюмый лес. Как водится, в дверь постучался. Жильем тянуло из нее. Видать, рыбаки тут жили. Сети на тычках висели и кругом сушеная рыба валялась. Зашел он в избу, снял шапку и увидал: на лавке у печки лежит больной человек. Обрадовался больной, как моего-то дружка увидал. Приподнялся было, да снова без сил на тулупишко головой упал. Знать-то, в одночасье человека хворь прихватила. Рассказал больной моему дружку все про себя, чуя свой смертный час. Не рыбак он был вовсе, а клады в горах искал, ну а рыбешка так, для пропитания. И сколько он дружку найденного показал, что тот поначалу оторопел даже при виде такого богатства. Чего только не было там! И серебряны ковшики, чашки, а уж разных колец с разными каменьями не сосчитать. Крынок серебряных и золотых целая полка, и все разных размеров... Два дня прожил мой дружок у больного, а на третий день тот преставился. Вот тут-то и привалило дружку счастье всем богатством он завладел. В купеческое звание сразу же записался. Меня и признавать перестал. Забыл, как я его клады караулил. Известно, у богатеньких на бедных шибко коротка память. А ты сам клады видал? Или только слыхал? Не прибавил, что ты караулил эти клады? спросил Карпинский. Знамо, видал. Я ведь, барин, не завидущий. Зачем мне чужое добро? По мне, счастья в кладе не найдешь, барин! Сами знаете, чё невольному человеку дороже всего. И Никитка перевел разговор на сказ опять: Вот только одна штучка шибко мне поглянулась. Большое это чудо, барин! Какая-нибудь безделушка? Колечко с бирюзой? Нет, барин! Куда тут колечко! Чугунная цепочка это была. Длинная такая. Звено в звено и, видать, отлитая шибко давно. Позеленела местами. Чугунная, говоришь? встрепенулся Карпинский. Этого быть не может! И принялся управитель расспрашивать Никитку. Даже вздыхать перестал, хоть и было ему отчего не спать и вздыхать. Снова и снова глодала его мысль о судьбе заводов. Хозяева, проживая за границей, требовали все новых и новых прибылей, а на заводах дела шли из рук вон плохо. Потускнела слава, обежавшая весь свет, про каслинское "соболиное" железо. Тупость и самодурство заводчиков бесили управителя, но свое положение надо было чем-то оправдать, упрочить... Вот почему встрепенулся управитель, услышав о диковинной легендарной цепочке, о которой давно в народе легенды ходили... Поспешно он поднялся из кресла и, несмотря на поздний час, велел подать одежду и закладывать лошадей. Оделся быстро, не по-стариковски, словно боялся, что может вдруг раздумать или мысль потерять. Накинул доху поверх шубы (плохо уже грела кровь старика), шапку и вышел на крыльцо. Вслед за ним семенил Никитка в своем стареньком тулупе и в большущих пимах. Понеслись кони по спящим улицам завода, а потом почти по диким, необжитым местам. Снег, скрип полозьев, хруст веток под санями, а по бокам лес стеной. Под утро сквозь кисейку снега замаячили языки огней над Каслями, и кучер осадил коней. Огромный дворец встретил хозяина широкими глазницами неосвещенных окон. А немного времени спустя Карпинский уже советовался с самонаилучшими мастерами литейщиками завода. Разговор шел о том, чтобы отлить такое миру на удивление. Значит, сделаешь, голубчик? спросил Карпинский, оглядывая ласково статного рабочего, стоящего перед ним известного на заводе литейщика Афанасия Широкова. Не очень-то был разговорчив рабочий на заводах Урала в те поры, потому и короток был ответ Афанасия Широкова: Чего получится, барин. Зарок не даю постараюсь. И сделал. Отгуляли вьюги над Уралом, растаял на юрах и на озерах снег, зацвело все кругом, помолодело. Помолодел и Екатеринбург один из старых городов Урала. Только не было радости обновления на обрюзгших и надутых лицах миллионщиков и заводчиков, собравшихся на свой коммерческий съезд со всею Урала. После деловых разговоров на съезде был устроен ужин. Один перед другим хвастались толстосумы, пуская пыль в глаза, когда совершали разные сделки. Хвастались кто чем. Один редчайшим самоцветом в кольце, другой брелком с секретом, кто женой первейшей красавицей Екатеринбурга... Был на ужине и Карпинский. Еще днем удивлялись заводчики, глядя на него управителя целого горного округа на Урале. Дескать, Карпинский сила, а почему он так нынче бедно одет, даже золотой цепочки, да что там золотой, даже серебряной и то на его жилете нет. Так, какая-то черненькая, вроде из шелковых ниток сплетенная. Разве это цепочка! Беднеют Кыштымские заводы, съехидничал кто-то. Вишь как управитель оделся, словно перед распродажей заводов с молотка... Надо подумать, давать ли кредит для Кыштымского горного округа, подхватили другие. Но кто был поумнее, не спешил с догадками. Тут, мол, какой-то ход конем, не знаете Карпинского? Ас ним в это время вел беседу Рязанов самая хитрая лиса на Урале. Дражайший Павел Михайлович, басил Рязанов, откройте тайну, что это у вас за плетенка у часов? Не секрет? Она из шелка? Что это, новая мода? В ответ Карпинский улыбнулся и громко, чтобы все слыхали за столом, сказал: А я не думал, что эта скромная вещица станет предметом столь многих разговоров и недоумений. Хотя она, милостивый государь, для меня дороже платины, золота. Эта цепочка из чугуна! Не может быть! Вы шутите!.. И насмешка в глазах Рязанова сменилась неподдельным изумлением. И пошла гулять чугунная цепочка по рукам удивленных гостей. Даже видавшие виды заводчики и те, говорят, крякнули от восхищения, а больше того от зависти, конечно. У перекупщика же редкостных изделий аж красные пятна пошли по шее, а губы еще тоньше стали. Карпинский довольный воротился домой. Как думал, так и получилось. Посбивал спесь кое с кого, а главное марку Каслинского завода поддержал. Говорят, скоро весть о чугунной цепочке обошла весь мир. Все было описано: и чьи заводы, на которых родилось это чудо, и сколько пудов железа покупает Англия в Кыштыме и в Каслях, и сколько пудов железа заказано в Касли со всего мира, даже какие были наряды на дамах во время бала, когда Карпинский показывал свое чудо, а главное, какой успех имел Карпинский. Только кто отливал цепочку, кто свое сердце и душу в чугун вдохнул ни одна газета и единым словом не обмолвилась. Не рассказали газеты и о том, как после разговора с Карпинским Афанасий Широков, придя, домой, к большому удивлению жены, тут же заставил ее вязать из ниток плетешок. Жена вязала, а Афанасий глядел. Не положено было в те времена жене спрашивать мужа о его делах. Но не удержалась она, уж очень странным все ей показалось, и она спросила: А зачем тебе это нужно, Афанасий? Да вот собираюсь, Маша, такой плетешок из чугуна сплести... И ведь сплел всем на диво. * * * На Урале что ни гора то и сказка. Что ни озеро то и легенда, что ни поделка то и предание. И, может быть, не вспомнился бы мне этот сказ о чугунной цепочке, если бы не довелось побывать в музее Каслинского ремесленного училища, где рядом с непревзойденными изделиями Клодта, Баха, Торокина я увидела скромный бюст девушки с умными и пытливыми глазами. За какой подвиг увековечена она в литье? И узнала я там уже не сказку, а самую настоящую быль. Жила и училась в ремесленном училище в Каслях девушка одна Лена Самоделкина. В ту пору были еще живы рабочие, помнившие Карпинского и время, когда трудились подневольно. Подолгу глядела Лена, как работают старые мастера и какая красота из рук их выходила. Слушала их, боясь проронить слово, старалась понять тайны художественного литья и чеканки. Когда трудишься формуешь ли, чеканишь ли помни: ты поешь самую хорошую песню на земле. Доброе литье большой праздник! так говорил дедушка Глухов Михаил самый в те годы мастер из мастеров в Каслях. И тогда, словно живые, вставали перед Леной творцы, которые первыми отлили ажур из чугуна. Видела она и крохотную вагранку, а около нее Никиту Теплякова, огромными своими ручищами несущего в ложечке расплавленный чугун. Ложечка крохотная, меньше чайной. Отверстие в опоке глазом не увидать. Чугунная нить тоньше волоска... А дедушка Глухов продолжал свой сказ. Когда человек, глядя на озеро, видит лужу, а в дремучем лесу только пеньки примечает, такому лучше и не подходить к литью. Все равно ничего не выйдет. А вот когда сумеешь увидеть вместо озера море, и поманит оно тебя смело берись за дело! говорил он. В старое время крепки были у нас, мастеров, руки, только связывали их господа. И, вспоминая старину и молодость свою, дед Михаил поведал о несбывшейся своей мечте: В молодых годах думал я отлить фигуру рабочего во весь рост с протянутой вперед рукой. А на ладони у него орел-птица вольная. Глядите, мол, люди: простой рабочий, а хочет летать высоко-высоко. На деле же в ту пору мы пудовые царские бюсты отливали да мертвяков двуглавых птиц под короной. Редко доводилось по душе что-нибудь отлить... И вот во время этих задушевных разговоров пришла к Лене мечта: легенду о чугунной цепочке претворить в явь. В один из летних дней по заводу разнеслась весть, что ученица ремесленного училища Самоделкина начала формовку и литье чугунной цепочки для часов. Больше месяца трудилась Лена, обжигая руки, придавая цепочке гибкость. И добилась своего. Повторила дедовское мастерство. Отлила ложечкой звено в звено, да так, что ни одно из них не приварилось к другому. Словно из старинной сказки явилась чугунная цепочка... Вот за это-то и отлили бюст Лены Самоделкиной. Пусть знают люди, что не потеряно мастерство старых уральских мастеров-умельцев. И казалась мне волшебной эта цепочка. Как отдельные звенья в ней переплелись друг с другом, так и поколения мастеров породнились. Чудесны творения каслинских мастеров тех, кто в сказках прославлен, и тех, кто ныне трудится в Каслях. Радуются люди, глядя на работы Александра Гилева, Сергея Манаенкова, Александра Вихляева. Да разве всех перечислишь! Цепочка та могуча, и нет ей конца... |