Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовВласова С. К.
 
 

Власова Cерафима Константиновна

Литература об авторе

Власова Серафима Константиновна // Литература России. Южный Урал [Текст] : хрестоматия. 5-9 класс / сост. Н. А. Капитонова; Т. Н. Крохалева; Т. В. Соловьева. — Челябинск : Взгляд, 2002. — C. 247-253


Серафиму Константиновну Власову критики называли талантливой продолжательницей славных традиций, заложенных Павлом Петровичем Бажовым. Она написала добрый десяток книг, включивших в себя многие сказы об Урале. Самые известные из них — «Голубая жемчужина», «Уральские сказы», «Сказание о Щелкане и Сулее», «Поют камни», «Герцогиня Акуля», «Клинок Уреньги», «Клады Хрусталь-горы» и другие. А писать она начала поздно, в пенсионном возрасте, и до писательства прожила большую и насыщенную жизнь.

Родилась Серафима Константиновна 28 июля 1901 года в городе Томске. Дом ее детства располагался на Сибирском тракте. Часто по нему шли арестанты, гремя кандалами, останавливались на короткий отдых, рассказывали легенды, пели народные песни. Она знала, что многие из них — борцы за народное счастье, и представляла их добрыми рыцарями из сказки.

Отец ее был шорником. Он был не просто мастером своего дела, а человеком чрезвычайно одаренным: на хомутах выводил прекрасные узоры. Маленькая Серафима часто подсаживалась к нему, и отец рассказывал ей разные истории и небылицы, пел старинные песни. Его артистичность передалась дочери.

Училась она в церковно-приходской школе, затем — в Высшем начальном училище города Томска. Потом закончила школу второй ступени и получила право учительствовать.

В 1920 году вышла замуж и уехала на Верхне-Исетский завод под Свердловск. Так Власова попала на Урал.

Здесь начала Серафима Константиновна свой долголетний педагогический труд.

Долгое время жила на родине Бажова — в Сысерти. Сама атмосфера этого города была наполнена поэтическими сказаниями и легендами. Здесь впервые узнала она истории из жизни заводчиков Демидовых, о хозяйке Медной горы и совершенно не подозревала, что когда-нибудь они оживут под ее пером.

Продолжала учительствовать, работала и завучем, и директором школы. Судьба забрасывала ее в разные места: в Кочкарь, в Пласт, в Верхне-Исетск. С 1952 года она жила и работала в Челябинске.

О начале творческой деятельности Серафимы Константиновны тоже сложена легенда. Ее чуть по-разному поведали нам писатель Александр Шмаков и профессор-филолог Александр Лазарев. Но суть одна: ранним утром на берегу озера Смолино на одной скамейке сидели мужчина и женщина. Они пришли, чтобы встретить восход солнца.

Неожиданно озеро заволновалось, забурлило, и мужчина с беспокойством спросил, что это такое. Женщина не торопясь начала рассказывать о Полозе, известном герое многих уральских сказов, о том, как он золото сторожит.

«Случайный собеседник смотрел на нее, не скрывая восхищения. Его не столько поразили легендарные мотивы, сколько речь и манера повествования рассказчицы.

— Слушайте, а Вы не пытались когда-нибудь обо всем этом написать? Ведь это же интересно, как у Бажова.

Теперь наступила пора удивляться ей. Занятая своими мыслями, она не особенно внимательно приглядывалась к соседу. А посмотрев пристально, вдруг подумала, что очень хорошо знает его.

— Вы?

— Давайте познакомимся. Фадеев.

— Власова Серафима Константиновна.

Так они познакомились. Так определилась ее литературная судьба. Было это в 1954 году, когда Серафиме Константиновне перевалило на шестой десяток», — пишет Александр Лазарев.

В 1955 году Власова создала свой первый сказ, а в 1957 году вышла ее первая книжка — «Уральские сказы».

В 1965 году ее приняли в Союз писателей. Но Власову-писательницу в литературных кругах долго не воспринимали всерьез. Бывший директор Южно-Уральского книжного издательства Александр Золотов вспоминает: «Если бы мне сказали тогда, в 60-е годы, что ей будет посвящена мемориальная доска — «В этом доме жила С. К. Власова», — не поверил бы. К ней долго не относились всерьез, посмеивались: «Тоже мне писательница!». За глаза звали не иначе, как бабка Серафима.

Она и в самом деле смотрелась бабкой, типичной пожилой женщиной из очереди, замученной жизнью. Такой была в одежде, разговоре, а говорила надтреснутым прокуренным голосом. Только все это было не больше, чем маска; образования, а тем более житейского опыта, у нее хватало».

Этот образ простой женщины из народа она и сама поддерживала. Посылая, например, одну из своих книг писателю Марку Гроссману, сделала такое посвящение: «Считаю за честь просить Вас принять эту книжечку на добрую память о бабушке-Власихе, развеселой старухе, безгранично любящей родной Урал, его людей, сделавших бабку литератором».

Урал она действительно очень любила и хорошо знала. Достаточно упомянуть те географические названия, о которых она повествует в своих сказах. Об озерах Увильды, Акакуль, Башкуль, Сабанево, Зюраткуль говорится в сказе «Песни Сабаная», о Тургояке и Инышко — в сказе «Пугачевский клад», об Ильменском озере — в сказе «Иванов камень». О городах Пласте, Коркино мы узнаем из сказа «Ансаровы огни», о Златоусте — из сказа «Клинок Уреньги», о Кусе написан «Улин камень», в сказе «Герцогиня Акуля» действие происходит в Кыштыме, сказ «Тылсымлы-тау» повествует о Тамерлановой башне, «Глядень-гора» о Таганае.

«Без сказок скучно жить на свете», — говорила Серафима Константиновна устами своего героя в сказе «Ансаровы огни». Сказ «Улин камень» она начинает так: «Уральские сказки что камешки в горе: один копнешь — на целый занорыш наткнешься, и такой, что цены ему не будет».

Одна из любимых тем Серафимы Константиновны — тема творческих возможностей человека. Много сказов посвящено уральским умельцам: «Клады Хрусталь-горы», «Чугунная цепочка», «Поют камни» и многие другие.

Сказ «Васяткин сапожок» начинается так: «Про наше каслинское литье да его мастеров, что своим умом да смекалкой до большого дела в литье доходили, как из чугуна не только сковородки отлить, а самонастоящие кружева сплести или такую красоту в поделке смастерить, что диво Константиновны звучит тема дружбы издавна населяющих Урал русского, башкирского и татарского народов, и это так важно сейчас.

Часто сказы Власовой строятся так: автор наблюдает сцену из современной жизни и воскрешает в памяти старые времена; то есть почти в каждом сказе в поэтический рассказ о современности вплетается предание или легенда. По своему содержанию ее сказы близки знаменитым Бажовским рассказам из «Малахитовой шкатулки». Но, приняв эстафету сказителя, Власова расширила рамки и возможности этого емкого жанра.

«Чтобы писать сказы, — говорила Серафима Константиновна, — надо хорошо знать народ, его поэзию, безгранично любить свой край».

Язык ее произведений, яркий и точный, близок к народному. В сказах много пословиц и поговорок. «Говорят, нет на Урале горы, про которую бы люди сказ не сложили. Будто в кружева из самоцветов горы одели. И когда эти кружева плели, то самым дорогим для рабочего человека словом украсили» — так начинается одна из лучших и последних книг Власовой «Клады Хрусталь-горы», изданная в 1970 году. Она является своеобразным итогом ее творчества за 15 лет. Александр золотое вспоминает: «Приближался ее юбилей. Власова попросила выписать ей гонорар под будущую, еще даже не написанную книгу. Вообще-то такое практиковалось в исключительных случаях, называлось «социальным заказом», но отказать ей я не смог. И не жалею.

28 июля 1971 года в летней читальне Центрального парка культуры отмечалось 70-летие С. К. Власовой... Было просто и весело. Помнится, я заготовил по образцу типового издательского договора шутейный уговор. Мы брали на себя обязательство «издавать сказы Власовой Серафимы Константиновны», далее в тексте — «народной сказительницы Урала», а она, в свою очередь, — «писать их и жить до 100 лет». При всем честном народе Власова «уговор» чинно подписала. Только не выполнила. Через полгода ее не стало».