Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовВерзаков Н. В.
 
 

Верзаков Николай Васильевич

Литература об авторе

Сент-Экзюпери из Златоуста. Верзаков Николай Васильевич // Литературное лицо малой Родины : обзор творчества южноуральских писателей / сост. Н.С. Кузнецова. — Челябинск : ГУК "Челябинская областная юношеская библиотека", 2007. — С. 3-9.


"Мне могут сказать: "Как ты можешь любить свой край больше всего на свете, когда ты не видел всего света?" Отвечу: "И все-таки это не мешает мне любить свой край больше".
Из дневника писателя Н.В. Верзакова

Златоустовский прозаик, драматург, журналист, член Союза писателей России Николай Васильевич Верзаков вошел в литературу нашего края как автор произведений о природе Урала, его истории и мастеровитых людях.

Важную роль в формировании личности будущего писателя сыграла бабушка, знавшая немало старинных колыбельных песен и сказок, умевшая ими заворожить детское воображение. Да и дед - лесник, который, по словам Николая Васильевича, приобщил его к заботам леса, приохотил к рыбалке, скорее, к созерцательной ее стороне, чем к добыче. Николай Верзаков из поколения мальчишек военного времени: родился 20 января 1932 года. О войне он когда-то написал: "Война. Это черный и белый цвет, ощущение холода и марши. Кажется, не было ни одного дня, когда на вопрос: "Хочешь есть?", я не ответил бы положительно. И никакой трагедии, главное — наши все равно побьют немцев". В 1940-1947 гг. он учился в средней школе № 8 города Златоуста. Здесь, спустя много лет, в 2004 году в школьной "Галерее звезд" была открыта "Звезда Верзакова" — одного из известных ее выпускников.

Если собрать все написанное Верзаковым в одну книгу, то она по праву могла бы считаться художественной энциклопедией Златоуста. Творчество его неразрывно связано с этим старинным уральским городом. Здесь опубликовал свои первые стихотворения и написал последнюю свою строчку. Писатель однажды и навсегда оценил уникальность Златоуста. Все, что написано Верзаковым, посвящено городу, который в его лице обрел своего вдохновенного, талантливого и мудрого певца. Златоусту он изменил лишь однажды — уехал учиться в Армавир. Окончил летное училище и в течение шести лет штурмовал небо как летчик-истребитель I разряда. Большой потерей было для Николая вынужденное расставание с небесной профессией. Летчиком он был классным. В журнале "Советская авиация" за 1957 год опубликован снимок десяти летчиков-истребителей — участников первомайского парада, "показавших высокое мастерство групповой слетанности". И среди них — Николай Верзаков. Но стремление к высоте и высокому осталось в нем навсегда и в полной мере отразилось в том, что он написал.

Перу Николая Васильевича Верзакова были подвластны и публицистика, и проза, и драматургия, и стихи. Именно со стихов началась его литературная биография. В 17 лет было опубликовано его первое стихотворение в газете "Большевистское слово" (так в те годы называлась газета "Златоустовский рабочий").

В журналистике он находил свои темы: открывал читателям неординарных земляков, порой чудаков, не всегда принятых и понятых в обществе, но всегда достойных людей, вытаскивал на свет божий забытые страницы истории Златоуста, особенно литературного. Редакторствовал. Многие годы "Заводской гудок" — многотиражка Златоустовского завода им. Ленина держалась, благодаря его редакторскому видению и упорству. Все эти годы газета славилась не только производственными материалами, но и богатой на все жанры литературной страничкой.

После ухода из газеты Николай Васильевич руководил городским литературным объединением "Мартен" и многое сделал для развития литературы в Златоусте. Он не брал на себя роль учителя, наставника или критика — он старался пробить дорогу талантам. Требовательный к себе и другим, Верзаков всегда повторял, что у пишущего человека только один критерий, и он не зависит от жанра или темы. Критерий этот — высокая художественность. К читателю должно "прийти" каждое слово в его лучшем обрамлении. Верзаков всегда радел за то, чтобы настоящее творчество было доступно читателю, чтобы талантливое было издано. Благодаря ему появились лауреаты премии имени Иоанна Златоуста, учредить которую предложил он. Ему же принадлежала идея присуждения юбилейной пушкинской премии. Верзаков многие годы являлся одним из организаторов традиционного городского праздника "Венок Пушкину" в Златоусте.

Многие годы Николай Васильевич дружил с городской библиотекой. Как-то в одной из анкет оставил такие слова: "Значение библиотеки переоценить трудно, …это сегодня один из главных, а, может быть главный центр культуры города". Н. Глыбовская, много лет проработавшая в центральной городской библиотеке, вспоминает: "Вот ведь как бывает: приятное и доброе воспоминание становится однажды грустным, хоть плачь. Еще бы... Много весен кряду для нас с коллегой по работе начинались с миниатюрного букетика подснежников. Бережно завернутые во влажную тряпочку, они извлекались на свет божий из рук нашего старшего и доброго друга Николая Васильевича Верзакова. Надо было видеть, как этот стеснительный и сдержанный по натуре человек был счастлив нашей радости! Ему было присуще трепетное отношение к женщине, свойственное далеко не многим представителям сильного пола".

Когда в библиотеке родился литературный музей "Дар", Николай Васильевич очень тепло приветствовал это начинание. Увидев свой портрет в витрине музея и фотографии совсем молодых "мартеновцев", легко сыронизировал по этому поводу: мол, вот при жизни стали музейными экспонатами.

Как-то на одной из "мартеновских" встреч участников попросили написать приветствие музею. Лучший экспромт оказался (по общему мнению) у Верзакова. Вот он:
Привет, музей,
Ура, "Мартен",
Во всю глазей,
Твори, как Твен.

Он ценил краткость и глубину. Сам постоянно этому учился и восхищался, если находил эталон. Как-то в своем дневнике записал: "Гениально в две строки о Суворове сказано:
Старик чудаковатый и вертлявый
Всех увлекал с собой во имя славы.
… И это сказал иностранец (Байрон)".

Однажды Николая Васильевича попросили ответить на вопрос, что он считает своим литературным достижением? Он назвал короткие рассказы. Действительно, читая их, убеждаешься: да, именно в них его писательский дар раскрывается особенно ярко и объемно. Сам по себе жанр рассказа очень сложен для любого писателя. Надо добиться глубины на малом пространстве.

Верзаковские рассказы — лоскутное одеяло, сшитое мастером, художником: панорама великолепная и каждый лоскуток красив сам по себе. Его рассказы читаются как странички отрывного календаря… Прикасаешься к событиям истории России: трагическим и победным войнам и стройкам… Герои его рассказов могут стоять на самой низкой ступеньке социальной лестницы, но душою они непременно прекрасны. Он — тонкий психолог. Верзаков утверждает своими произведениями право каждого человека лелеять в душе "золотую птицу". В одном из рассказов писатель сумел несколькими фразами передать состояние души целого поколения: "…какими мы были 20 лет назад — счастливыми. …Разбежались по заводам двигать вперед технический прогресс. Верили в светлое будущее, жили этой верой. Делали для этого будущего все, что могли. И не как в современной расхожей присказке: "Хотели хорошо, а получилось, как всегда…".

В 1989 году Николая Васильевича Верзакова приняли в Союз писателей России. Сегодня на полках библиотек и в руках читателей девять книг писателя Верзакова. Хочется назвать каждую: "Таволга", "Сережа Тарабука — вождь племени Вамбы-Намбы", "У Таганай-горы", "Наследие славы", "Звенышко: лесные бывальщинки", "Златоуст: справочник-путеводитель", "Златоустовский имени Ленина", "Странствователь", "Капля души". В Южно-Уральском книжном издательстве вышла книга, продолжающая тему природы в его творчестве. "Таволга" — сборник превосходных миниатюр, принесшая ему славу знатока-природоведа и тонкого лирика. Главный герой его произведений — природа, гармония ее мира. Как надо любить и чувствовать ее, чтобы такой зримой она предстала на бумаге. Прочтешь и удивишься: ведь лучше и точней не скажешь… Взгляните-ка на "портрет" куницы — "острые зубки, круглые ушки, сиз-туман в глазах…". Сразу видишь, как она "не бежит, не летит, а перетекает плавно, повторяя невидимый узор… Ах, как хорошо! В балете разве, да и то изредка такое можно увидеть!...". А вот еще картинка: "Пока идешь по лесу можно слушать, как просыпается утро! Белый гриб! Вот он красавец. Всем грибам гриб — лесное мясо!". По Верзакову высшее проявление гармонии — природа. Идти "вслед за солнцем" — самый праведный, самый надежный маршрут в нашей жизни. Мир природы живет не параллельно, а вместе с человеком. Все живое в рассказах Николая Верзакова излучает солнечный свет и тепло, а его картинки природы буквально пахнут лесом, пахнут таволгой. Его перу принадлежит цикл лирических природоведческих этюдов "Вслед за солнцем". Все 12 месяцев года предстают перед читателем в своем великолепии, благодаря образному слову писателя. Постоянное общение с природой нужно было и ему самому. Это помогало ему жить и писать.

Писатель Верзаков был в Златоусте, пожалуй, единственным литератором, который имел соавтора в лице своего друга, известного журналиста и писателя, книжного редактора Владимира Черноземцева. Их объединяли и человеческая дружба, и писательское видение жизни, любовь к Златоусту, они всегда смотрели в одном направлении. Как-то в дневнике Николай Васильевич записал: "Писать вдвоем — вдвойне труднее". Их многолетний дуэт был, безусловно, плодотворным, и результаты этих благих трудов сегодня в их замечательных книгах, пьесах: "Странствователь", "Крыша над облаками", "Не гаси огня своего", "Драма с оркестром" и др. Мы до сих пор открываем для себя Верзакова — писателя. Николай Васильевич стал лауреатом городской литературной премии имени Иоанна Златоуста за рукопись "Родимый край", которая позже стала основой для книги "Капля души". Эта книга — избранное из неизданного творчества Николая Васильевича, вышла в 2002 г., спустя два года после ухода писателя из жизни. Даже для тех, кто знал его много лет, стали откровением многие вещи, опубликованные в посмертной книге "Капля души". Человек необычайно скромный, он никогда не охотился за славой. В этом, видимо, главная причина того, что фамилия его известна не так хорошо, как она того заслуживает. Вторая причина в том, что он свою "художественную географию" ограничил пределами Златоустья, и тем самым, как бы добровольно зачислил себя в категорию "местных авторов". Между тем, его творчество — это литературное явление российского масштаба. Вот уж поистине без высоких слов (он их не любил), а с высоким чувством осознаешь, что памятник себе человек все же строит при жизни, даже всю жизнь! Его необычный "памятник" шелестит страницами книг, газет, повествуя об истории Златоуста, о людях его удивительных, о природе, которую он так любил и чувствовал всем нутром... Возьмите почитайте — и зачитаетесь милой и умной верзаковской "Таволгой", необыкновенным "Странствователем"... Все это написано для нас, про нас.

Николай Васильевич Верзаков умер 27 июня 2000 г. Похоронен в Златоусте. Неожиданной и невосполнимой потерей стал его уход. "Мартеновец" Василий Макаров писал в те дни:
"Пахнут таволгой книги твои,
Люди в них веселятся, тоскуют,
Глухари на рассвете токуют,
Плещет речка, поют соловьи,
Пахнут таволгой книги твои.
Ты хотел, чтобы мир был прекрасней,
Не жалел для людей ничего,
Не гасил ты огня своего,
Твой огонь никогда не погаснет".