Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовСкворцов К. В.
 
 

Скворцов Константин Васильевич

Литература об авторе

Скворцов Константин Васильевич // Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. — Челябинск, 2002. — С.317. — Библиогр. в конце ст.



Есть Родина — так будет и искусство.
К. Скворцов. Сонет 89.

Константин Васильевич Скворцов, известный русский поэт и драматург, родился 13 апреля 1939 году в Туле. В 1941 году его семья переехала в Златоуст, и этот уральский город стал его второй родиной:

Долина детства — город Златоуст.
Твои огни я помню наизусть.
Здесь ждут меня с друзьями в старом доме.
В твоих горах начало всех начал...

"Златоуст — понятие не только географическое, но и нравственное, потому что он назван в честь Иоанна Златоуста — одного из величайших умов человечества. Драма "Иоанн Златоуст" — мой долг городу, в котором вырос", — говорит поэт. Через все его творчество проходят исторические судьбы златоустовцев, создавших городу неповторимое энергетическое поле: Ивана Бушуева, Павла Аносова, Иоанна Златоуста. В одном из интервью поэт сказал: "Урал для меня все. Это — язык, рожденный на изломе континентов, с русской грустинкой, башкирской лихостью, украинской напевностью. Это — дороги с мглистыми пнями, сизыми курумниками. Дорога вверх, к небу...".

В Златоусте происходило становление поэтического дарования К. Скворцова.

Крылатый конь по кличке "Златоуст"
Понес судьбы моей нелегкий груз,
Роняя людям на пути подковы...
А я сказал: была или не была!
Рванул перо из сизого крыла.
И я, как все, был смолоду рисковый.

По окончании средней школы К. Скворцов поступает в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, хотя мечтал он о театральном училище. После института он работал в Туве, а затем вернулся в Челябинск, на трубопрокатный завод, где показал себя подающим надежды инженером (Скворцов имеет патенты на изобретения). Но не зря Константин Васильевич считает, что "писатель — это не профессия, это судьба". Еще во время учебы в ЧИМЭСХ друг принес ему книгу Гегеля "Лекции по эстетике". Глава "Драматическая поэзия" стала для будущего поэта откровением и определила его дальнейшую творческую судьбу. Гегель писал: "Драматическая поэзия — величайшая ступень поэзии и искусства вообще. Расцвет ее приходится на время, когда в обществе начинается процесс национального самосознания. А это... самые трагические периоды истории народов. Драматической поэзией нация самосохраняется". Константин Скворцов начал работать в труднейшем жанре драмы в стихах. Сам он называет свои произведения драматическими поэмами. Его пьесы посвящены истории России, острым проблемам XX века. И это важно для нас, живущих в третьем тысячелетии, потому что, как справедливо заметил К. Скворцов, "история тоже наша современница и умный учитель".

Константину Васильевичу Скворцову принадлежит 14 пьес, которые были очень высоко оценены литературными критиками, писателями, деятелями театра.

Г. Марков, писатель, председатель правления Союза писателей СССР (1977-1989): "Я употребил, говоря о Шолохове, понятие "национальной галактики". То же самое я отношу и к Константину Скворцову. У него национальная галактика, и в части национального она огромна".

Е. Евтушенко, поэт: "Чтением отрывков из своих поэм, написанных белым стихом, Константин Скворцов ... заинтересовал меня. А выступление вашего драматического театра в Москве (речь идет о Челябинском Академическом театре драмы им. С. Цвиллинга. — Сост.) как бы зрительно открыло для меня Скворцова, чьи пьесы играл тогда театр. Знакомство с его стихотворными драматическими произведениями и более близкое личное знакомство с Константином Скворцовым прибавило мне поэтическую жадность к Уралу, к тому, что связано с его историей, традициями, тружениками. Спасибо ему за это".

Е. Симонов, режиссер, лауреат Государственной премии СССР: "Стихотворная драма — это высшее искусство. Достаточно вспомнить древних греков, Шекспира, Шиллера, русских писателей Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, А.К. Толстого, "Снегурочку" Островского... Если говорить о начале нашего века, то следует назвать Блока, Цветаеву...". В этот ряд режиссер включает и драматурга К. Сковрцова.

Поэтесса Н. Матвеева посвятила пьесам К. Скворцова три статьи, наиболее полно и глубоко отражающих особенности творчества драматурга. Нельзя не процитировать эти великолепные статьи.

"Драматургия, самое, можно сказать, популистское искусство и вдруг не сориентированное на конъюнктуру..."

"В полном смысле художественная, т.е. оригинальная эпика, лирика, драма, никогда не выступающие в своем чистейшем жанровом виде, определению плохо поддаются, как не поддается ему улыбка Сфинкса: взор ясный и открытый, все материально-вещно, все на виду, а тайна художника, как бы самонадеянно, порой даже толково о ней не говорили — остается... Почему? Думается, потому, что Сфинкс искусства вырастает все же на своей земле, гармонирует с ее природой, глядится не только в твой день, но в объемное зеркало твоей вечности — прошлой и будущей..."

Автор "и небывалую красоту, и все свершения наши прозрел... еще в прошлом, и позапрошлом веке, и во времена добиблейские..."

"Герой К. Скворцова, никогда и никуда не уплывающий, — это Россия, чрезвычайно подвижная, часто работающая на оборотах, кажущихся пустыми, но мощных и попросту необходимых, и вся настолько полная парадоксами и неожиданностями, ломающими любые замыслы сверху и сбоку, что и театр ее нуждается не в философских ужимках и прыжках сверху, а во взгляде, пусть даже самом веселом, но изнутри. Без преувеличений и впадений в мистику можно сказать, что загадка такого неординарного героя где-то почище загадки Сфинкса. Конечно же, ни на один вопрос об этом герое Скворцова мы не ответим!"

"У всякого поэта своя любимая тема, своя звезда, свое неповторимое "я", и у К. Скворцова — это Россия из себя и сам — из России, весь из нее — страны не монументально-картинной, а страны трагически-незнаемой, где все вглубь и вширь надо решительно открывать заново, пусть даже "самой бездны на краю"... И эта Россия — уже не литература, а та самая шапка Мономаха, которая тяжела".

"Константина Скворцова волнует сама Россия как страна, хотя почти всегда на грани катастрофы, но своя и вечная".

"Стихами... написаны драмы. Между тем как все хорошие люди пишут Россию ругательной прозой".

Чтобы читать К. Скворцова, его драмы, написанные стихами, "нужно думать, и чувствовать, и жить... Не нужно ждать, что можно мгновенно схватить их суть".

"...он открывает нам очень свою Россию... Он показывает сокровенность России, ее многомерность, трудность ее постижения в ее славе и в ее позоре. Но трудность эта притягательная, она не дает нам от себя оторваться".

"Драматический поэт убежден в том, что у каждого отдельного человека есть душа, причем — своя, у каждой страны есть душа, причем — своя, у каждого народа — своя, притом вовсе не такая, как о ней до того сказано. И Россия у него своя, лирическая, страна буйных взлетов духа... страна падений... таких глубоких, откуда взлет неизбежен..." Новелла Матвеева отмечает "крупность и незаемный патриотизм" К. Скворцова, его служение "гуманизации общества", называет драмы "Курчатов", "Ванька Каин", "Смутное время", "Бестужев-Марлинский" "художественно и философски новаторскими", что и определило их не очень простую жизнь в искусстве (появление пьес в печати, по мнению Н. Матвеевой, "замедлили кощунственно"). Сам поэт относится к этому с мудростью философа, считая, что "настоящий художник всегда находится в оппозиции времени, людям, привычным рамкам", что "высшая награда для художника не Нобелевская премия, а пуля в лоб". Но, несмотря ни на что, можно сказать, что у пьес Константина Скворцова счастливая сценическая жизнь: их ставят в Москве и Челябинске, Санкт-Петербурге и Озерске, они постоянно переиздаются. Театральные премьеры пьес драматурга становятся значительным событием в культурной жизни России. Вот как отзывается о спектакле Озерского театра драмы и комедии (гастроли в Москве, 2000 год) председатель Союза писателей России, сопредседатель Всемирного русского собора, академик Валерий Ганичев: "Вклад Челябинской области и города Озерска в историю России огромен. Они спасли Россию и мир от третьей мировой войны, а сегодня они спасают наше Отечество от бездуховности, расставляя перед нами нравственные ориентиры и идеалы... Считаю, что этот спектакль ("Георгий Победоносец. Обретение веры" — Сост.) достоин выдвижения на Государственную премию".

Пьесы К. Скворцова

"Ущелье крылатых коней" (драматическая легенда). Из уральской легенды привел поэт в свою пьесу Ивана Бушуева (1800-1834) — непревзойденного мастера узора на холодном оружии — и приковал наше внимание к его художественным поискам Тайны вечного Узора. Это прекрасное произведение о неизбежности победы Добра над Злом, Высокого Искусства над ремесленничеством, бескорыстного служения Родине над корыстью заезжих наемников. В драме органично соединены легенды и факты.

"Отечество мы не меняем" (драма). Пьеса посвящена Павлу Аносову, знаменитому русскому металлургу, раскрывшему утерянный секрет изготовления булатной стали. Главный герой — человек-творец, имеющий сильный характер и высокие побуждения, который, несмотря на все трудности, козни недоброжелателей, несмотря на соблазны и искушения, "отечество свое не меняет". Исторические факты подняты автором до романтически-героических высот.

"Пока есть музыка и память..." (драма). Пьеса о Курчатове посвящена сильным людям, обладающим высоким чувством ответственности перед будущим. Курчатов, понимающий, что он создал оружие насилия, предстает перед нами как трагический герой.

"Бестужев-Марлинский" ("О чем они молчат?"). Романтическая драма. Пьеса посвящена событиям 1825 года и раскрывает механизм взаимоотношения власти с личностью и историей, что делает пьесу актуальной и интересной для нас.

"Гришка Распутин" (игра в шашки шахматными фигурами в 11 сценах). Драматург показывает нам Григория Распутина как незаурядного талантливого самородка, волею судеб втянутого в политические игры верховной власти. Судьба его трагична: он приходит к осознанию своей роли марионетки в руках политиков, рвущихся к власти.

"Легенда о белом дереве". Это ритуально-философская притча о зарождении в человеке высокого чувства любви, тяги к творчеству, а также о его стремлении к власти и самоуничтожению.

"Ментуш" (притча). Имея человеческий разум, люди совершают звериные поступки. Не это ли признак того, что в каждом из нас одновременно живет и человек, и зверь? Ментуш — человек-лось, познавший любовь к Дочери Человеческой. Он пытался осчастливить Мир Людей, научив их жить по законам предков, и это приводит к трагедии, очищающей наши души, все еще надеющиеся на то, что Любовь и Красота спасут Мир.

"Дар Божий" ("Драма любви Ф.М. Достоевского"). В драме мы видим непривычного для нас Достоевского — мягкого, нежного, озаренного земной любовью. Автор показывает, что Достоевского спасают три вековечных ценности — Любовь, Вера, Надежда, обретенные им через тернистый путь страдания, душевную боль, мучения и потери. Утраченные Россией, эти ценности вернут нам Достоевский, Пушкин, Толстой...

"Иоанн Златоуст" (драма в двух книгах). "Если бы я прочитал Иоанна Златоуста в детстве, я был бы другим человеком", — говорит автор. Крестный путь святителя Иоанна Златоуста (347-407) — основа сюжета пьесы. Святой Учитель высоко пронес факел вселенской любви к людям, свет от которой, не гаснущий по сей день, освещает нам дорогу к высшим духовным ценностям.

"Георгий Победоносец" ("Обретение веры"). Пьеса посвящена высокому духовному подвигу великомученика Георгия в эпоху правления Диоклетиана (конец II — начало III века нашей эры). Давние события становятся удивительно актуальными в наши дни, подтверждая мысль Скворцова: "Жить надо на всю глубину памяти".

"Царские игры" (сцены Смутного времени). Поэта интересует сложный период в жизни России — время от смерти Годунова до становления дома Романовых, которое характеризуется духовной экспансией Ватикана, "царскими играми", княжескими распрями и христианскими подвигами пастырей народных. Все это сплетается в один узел, разрубить который суждено было великому гражданину Минину и князю Пожарскому, имена которых становятся символами возрождения России.

Во всех своих произведениях Константин Скворцов говорит о судьбах России, отдельных людей, судьбе мира. Ему присущи глубина исторической памяти, смелая, неожиданная трактовка исторических событий — все то, что было свойственно русской драматической поэзии. Но у К. Скворцова свой путь в искусстве, свой взгляд на мир; поэт продолжает традиции русской литературы, но он самобытен, ни на кого не похож.

Поэт тогда достигнет мастерства,
Когда забудет все слова и строки,
Учителей и ласковых и строгих,
Своею песней зазвенит с листа!

Лирика Константина Скворцова посвящена трем его любимым темам:

Я не устану всюду повторять
И называть своими именами
То, что веками выстрадано нами:
Отечество, Любимая и Мать!

Глубина и острота чувств, благородство, верность себе, преклонение перед женщиной, нравственная чистота, высота духа присущи его лирике. "Я наследую небо..." — это кредо поэта и человека Константина Скворцова.

Творческий вклад К.В. Скворцова, продолжающего лучшие традиции русской классической литературы, сумевшего показать читателю и зрителю высокие образцы служения Отечеству, ратоборчества, христианского подвига, по достоинству оценен. К. Скворцов — член Союза писателей СССР (с 1969 года), ответственный секретарь Челябинской областной организации Союза писателей России (1975-1986), секретарь правления Союза писателей СССР (с 1986 года), в настоящее время он секретарь правления Союза писателей России. Кембриджский университет в 1992 году назвал его Человеком года. Признанием заслуг поэта перед Россией можно считать то, что на установленном в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе Щите и Мече высечены его строки:

Россияне! Не уроним чести
И плечом к плечу сомкнёмся впредь.
Выстоять дано нам только вместе,
Порознь — только умереть...

В Златоусте для юных дарований учреждена литературная премия имени К. Скворцова.

Масштаб личности К.В. Скворцова определил писатель Эдуард Шим:

Каждый человек похож на часы.
Есть часы-ходики — маятник влево — вправо,
Амплитуда:
Маленькое горе — маленькая радость...
В Исаакиевском соборе висел маятник Фуко.
Колоссальная нить. Внизу — гиря.
Под гирей — песок. Раскачивается маятник
И чертит по песку следы.
И по этим следам видно, что Земля вертится.
Вот и люди такие. Есть люди:
Маленькая радость — маленькое горе —
Маленькая амплитуда.
А есть человек, на которого смотришь и видишь,
Что ПОД НИМ ЗЕМЛЯ ВЕРТИТСЯ.
Это — масштаб человека.