главная • для школьников 5-9 классов • Скворцов К. В. | ||||
Скворцов Константин ВасильевичЛитература об авторе
Скворцов Константин Васильевич // Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. Челябинск, 2002. С.317. Библиогр. в конце ст.
Есть Родина так будет и искусство. К. Скворцов. Сонет 89. Константин Васильевич Скворцов, известный русский поэт и драматург, родился 13 апреля 1939 году в Туле. В 1941 году его семья переехала в Златоуст, и этот уральский город стал его второй родиной: Твои огни я помню наизусть. Здесь ждут меня с друзьями в старом доме. В твоих горах начало всех начал... "Златоуст понятие не только географическое, но и нравственное, потому что он назван в честь Иоанна Златоуста одного из величайших умов человечества. Драма "Иоанн Златоуст" мой долг городу, в котором вырос", говорит поэт. Через все его творчество проходят исторические судьбы златоустовцев, создавших городу неповторимое энергетическое поле: Ивана Бушуева, Павла Аносова, Иоанна Златоуста. В одном из интервью поэт сказал: "Урал для меня все. Это язык, рожденный на изломе континентов, с русской грустинкой, башкирской лихостью, украинской напевностью. Это дороги с мглистыми пнями, сизыми курумниками. Дорога вверх, к небу...". В Златоусте происходило становление поэтического дарования К. Скворцова. Понес судьбы моей нелегкий груз, Роняя людям на пути подковы... А я сказал: была или не была! Рванул перо из сизого крыла. И я, как все, был смолоду рисковый. По окончании средней школы К. Скворцов поступает в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, хотя мечтал он о театральном училище. После института он работал в Туве, а затем вернулся в Челябинск, на трубопрокатный завод, где показал себя подающим надежды инженером (Скворцов имеет патенты на изобретения). Но не зря Константин Васильевич считает, что "писатель это не профессия, это судьба". Еще во время учебы в ЧИМЭСХ друг принес ему книгу Гегеля "Лекции по эстетике". Глава "Драматическая поэзия" стала для будущего поэта откровением и определила его дальнейшую творческую судьбу. Гегель писал: "Драматическая поэзия величайшая ступень поэзии и искусства вообще. Расцвет ее приходится на время, когда в обществе начинается процесс национального самосознания. А это... самые трагические периоды истории народов. Драматической поэзией нация самосохраняется". Константин Скворцов начал работать в труднейшем жанре драмы в стихах. Сам он называет свои произведения драматическими поэмами. Его пьесы посвящены истории России, острым проблемам XX века. И это важно для нас, живущих в третьем тысячелетии, потому что, как справедливо заметил К. Скворцов, "история тоже наша современница и умный учитель". Константину Васильевичу Скворцову принадлежит 14 пьес, которые были очень высоко оценены литературными критиками, писателями, деятелями театра. Г. Марков, писатель, председатель правления Союза писателей СССР (1977-1989): "Я употребил, говоря о Шолохове, понятие "национальной галактики". То же самое я отношу и к Константину Скворцову. У него национальная галактика, и в части национального она огромна". Е. Евтушенко, поэт: "Чтением отрывков из своих поэм, написанных белым стихом, Константин Скворцов ... заинтересовал меня. А выступление вашего драматического театра в Москве (речь идет о Челябинском Академическом театре драмы им. С. Цвиллинга. Сост.) как бы зрительно открыло для меня Скворцова, чьи пьесы играл тогда театр. Знакомство с его стихотворными драматическими произведениями и более близкое личное знакомство с Константином Скворцовым прибавило мне поэтическую жадность к Уралу, к тому, что связано с его историей, традициями, тружениками. Спасибо ему за это". Е. Симонов, режиссер, лауреат Государственной премии СССР: "Стихотворная драма это высшее искусство. Достаточно вспомнить древних греков, Шекспира, Шиллера, русских писателей Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, А.К. Толстого, "Снегурочку" Островского... Если говорить о начале нашего века, то следует назвать Блока, Цветаеву...". В этот ряд режиссер включает и драматурга К. Сковрцова. Поэтесса Н. Матвеева посвятила пьесам К. Скворцова три статьи, наиболее полно и глубоко отражающих особенности творчества драматурга. Нельзя не процитировать эти великолепные статьи. "Драматургия, самое, можно сказать, популистское искусство и вдруг не сориентированное на конъюнктуру..." "В полном смысле художественная, т.е. оригинальная эпика, лирика, драма, никогда не выступающие в своем чистейшем жанровом виде, определению плохо поддаются, как не поддается ему улыбка Сфинкса: взор ясный и открытый, все материально-вещно, все на виду, а тайна художника, как бы самонадеянно, порой даже толково о ней не говорили остается... Почему? Думается, потому, что Сфинкс искусства вырастает все же на своей земле, гармонирует с ее природой, глядится не только в твой день, но в объемное зеркало твоей вечности прошлой и будущей..." Автор "и небывалую красоту, и все свершения наши прозрел... еще в прошлом, и позапрошлом веке, и во времена добиблейские..." "Герой К. Скворцова, никогда и никуда не уплывающий, это Россия, чрезвычайно подвижная, часто работающая на оборотах, кажущихся пустыми, но мощных и попросту необходимых, и вся настолько полная парадоксами и неожиданностями, ломающими любые замыслы сверху и сбоку, что и театр ее нуждается не в философских ужимках и прыжках сверху, а во взгляде, пусть даже самом веселом, но изнутри. Без преувеличений и впадений в мистику можно сказать, что загадка такого неординарного героя где-то почище загадки Сфинкса. Конечно же, ни на один вопрос об этом герое Скворцова мы не ответим!" "У всякого поэта своя любимая тема, своя звезда, свое неповторимое "я", и у К. Скворцова это Россия из себя и сам из России, весь из нее страны не монументально-картинной, а страны трагически-незнаемой, где все вглубь и вширь надо решительно открывать заново, пусть даже "самой бездны на краю"... И эта Россия уже не литература, а та самая шапка Мономаха, которая тяжела". "Константина Скворцова волнует сама Россия как страна, хотя почти всегда на грани катастрофы, но своя и вечная". "Стихами... написаны драмы. Между тем как все хорошие люди пишут Россию ругательной прозой". Чтобы читать К. Скворцова, его драмы, написанные стихами, "нужно думать, и чувствовать, и жить... Не нужно ждать, что можно мгновенно схватить их суть". "...он открывает нам очень свою Россию... Он показывает сокровенность России, ее многомерность, трудность ее постижения в ее славе и в ее позоре. Но трудность эта притягательная, она не дает нам от себя оторваться". "Драматический поэт убежден в том, что у каждого отдельного человека есть душа, причем своя, у каждой страны есть душа, причем своя, у каждого народа своя, притом вовсе не такая, как о ней до того сказано. И Россия у него своя, лирическая, страна буйных взлетов духа... страна падений... таких глубоких, откуда взлет неизбежен..." Новелла Матвеева отмечает "крупность и незаемный патриотизм" К. Скворцова, его служение "гуманизации общества", называет драмы "Курчатов", "Ванька Каин", "Смутное время", "Бестужев-Марлинский" "художественно и философски новаторскими", что и определило их не очень простую жизнь в искусстве (появление пьес в печати, по мнению Н. Матвеевой, "замедлили кощунственно"). Сам поэт относится к этому с мудростью философа, считая, что "настоящий художник всегда находится в оппозиции времени, людям, привычным рамкам", что "высшая награда для художника не Нобелевская премия, а пуля в лоб". Но, несмотря ни на что, можно сказать, что у пьес Константина Скворцова счастливая сценическая жизнь: их ставят в Москве и Челябинске, Санкт-Петербурге и Озерске, они постоянно переиздаются. Театральные премьеры пьес драматурга становятся значительным событием в культурной жизни России. Вот как отзывается о спектакле Озерского театра драмы и комедии (гастроли в Москве, 2000 год) председатель Союза писателей России, сопредседатель Всемирного русского собора, академик Валерий Ганичев: "Вклад Челябинской области и города Озерска в историю России огромен. Они спасли Россию и мир от третьей мировой войны, а сегодня они спасают наше Отечество от бездуховности, расставляя перед нами нравственные ориентиры и идеалы... Считаю, что этот спектакль ("Георгий Победоносец. Обретение веры" Сост.) достоин выдвижения на Государственную премию". Пьесы К. СкворцоваВо всех своих произведениях Константин Скворцов говорит о судьбах России, отдельных людей, судьбе мира. Ему присущи глубина исторической памяти, смелая, неожиданная трактовка исторических событий все то, что было свойственно русской драматической поэзии. Но у К. Скворцова свой путь в искусстве, свой взгляд на мир; поэт продолжает традиции русской литературы, но он самобытен, ни на кого не похож. Когда забудет все слова и строки, Учителей и ласковых и строгих, Своею песней зазвенит с листа! Лирика Константина Скворцова посвящена трем его любимым темам: И называть своими именами То, что веками выстрадано нами: Отечество, Любимая и Мать! Глубина и острота чувств, благородство, верность себе, преклонение перед женщиной, нравственная чистота, высота духа присущи его лирике. "Я наследую небо..." это кредо поэта и человека Константина Скворцова. Творческий вклад К.В. Скворцова, продолжающего лучшие традиции русской классической литературы, сумевшего показать читателю и зрителю высокие образцы служения Отечеству, ратоборчества, христианского подвига, по достоинству оценен. К. Скворцов член Союза писателей СССР (с 1969 года), ответственный секретарь Челябинской областной организации Союза писателей России (1975-1986), секретарь правления Союза писателей СССР (с 1986 года), в настоящее время он секретарь правления Союза писателей России. Кембриджский университет в 1992 году назвал его Человеком года. Признанием заслуг поэта перед Россией можно считать то, что на установленном в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе Щите и Мече высечены его строки: И плечом к плечу сомкнёмся впредь. Выстоять дано нам только вместе, Порознь только умереть... В Златоусте для юных дарований учреждена литературная премия имени К. Скворцова. Масштаб личности К.В. Скворцова определил писатель Эдуард Шим: Амплитуда: Маленькое горе маленькая радость... В Исаакиевском соборе висел маятник Фуко. Колоссальная нить. Внизу гиря. Под гирей песок. Раскачивается маятник И чертит по песку следы. И по этим следам видно, что Земля вертится. Вот и люди такие. Есть люди: Маленькая радость маленькое горе Маленькая амплитуда. А есть человек, на которого смотришь и видишь, Что ПОД НИМ ЗЕМЛЯ ВЕРТИТСЯ. Это масштаб человека. |