Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовСейфуллина Л. Н.
 
 

Сейфуллина Лидия Николаевна

Литература об авторе

"К вам молодой татарский писатель…" : [к 120 летию со дня рождения классика сов. лит. Л. Сейфуллиной] // Татар деньясы = Татар. мир. — Москва. — 2009. — № 3. — С. 12.

В этом году (в марте) исполняется 120 лет со дня рождения классика советской литературы Лидии Николаевны Сейфуллиной (1889-1954). В последние два-три десятилетия ее имя как-то ушло в тень, произведения такие, как "Виринея", "Перегной", "Правонарушители" не переиздавались, в том числе и в Татарстане. Более того, даже и часть читательской публики не знает, что она татарка. Да и как быть известной, если в Татарском энциклопедическом словаре (Казань, 1990) имя Сейфуллиной не значится в словнике персоналий. Между тем, отец Лидии Николаевны происходил из казанских татар. В своей автобиографической повести "Из мрака к свету" он писал, как его маленького, шестилетнего сироту-татарчонка, плохо понимавшего русский язык, увезли студенты-медики из глухой деревни в город Казань. Там его взяла на воспитание добрая русская семья и дала ему образование. Тогда же его окрестили и нарекли русским именем — Николаем. Фамилию сохранили прежнюю. Сейфуллина не забывала своих татарских корней. Не меняла своей фамилии в замужестве. Прожив долгие годы в Сибири, на Урале, в Поволжье, хорошо знала жизнь татар. Известен эпизод, связанный с приездом А. В. Луначарского в Новониколаевск (впоследствии Новосибирск) после освобождения города от колчаковцев. Члену правительства представили закутанную в шубу с нахлобученной ушанкой Сейфуллину со словами "Наша гордость, настоящий талант". Вечером нарком поинтересовался у предревкома: "Вы знакомы с молодым татарским писателем Сейфуллиным"? Тот пожал плечами. "Как же, — удивился Луначарский, — мне сказали, у него прекрасная вещь о малолетних правонарушителях?" Предревкома понял, о ком шла речь и пояснил, что это Лидия Сейфуллина. Ей так понравилось это недоразумение, что с тех пор она, когда приходила к Луначарскому, неизменно произносила: "К вам молодой татарский писатель".

Лидия Николаевна родилась в Оренбургском крае близ Магнитогорска. Начальное образование получила в сельской школе, а затем в Омске закончила гимназию. До профессиональной литературной деятельности работала в Поволжье и Сибири: учительствовала, в том числе в татарских, мордовских селах, работала а библиотеках, сотрудничала в местных газетах. Она стояла у истоков рождения такого известного журнала, как "Сибирские огни" (Новосибирск — в те годы еще Новониколаевск, 1922). В первом номере появилась ее первая серьезная повесть "Четыре главы", с которой и начался творческий путь Л.Н. Сейфуллиной, проложивший плодоносную художественную борозду на огромном поле советской литературы. Она обладала настоящим большим талантом, и ее популярность не была искусственно взращенной, как популярность современников Сейфуллиной — М. Шагинян, М. Прилежаевой, Г. Серебряковой, В. Инбер. Ее дарование очень ценили М. Горький, В. Маяковский, А. Фадеев, К. Чуковский, Вс. Иванов, И. Эренбург, артисты и режиссеры — А. Попов, Б. Щукин, Вс. Мейерхольд. Поставленный на сцене театра Вахтангова спектакль "Виринея" собирал полные залы зрителей не только в СССР, но и в Европе (Прага, Париж). Л.Н. Сейфуллина — первая татарка писатель, творчество которой оказало заметное влияние на российскую литературу. Виринея совершенно новый образ в нашей литературе, женщина, которая глубоко осознала свою и гердерную, и социальную роль в жизни, высоко несла свое достоинство и любовь к людям. Писатель и педагог Макаренко после прочтения "Правонарушителей" так отозвался: "Это небольшой рассказ, тем не менее он сыграл очень важную роль, гораздо более важную, чем "Педагогическая поэма". Почему? Потому что в этом рассказе впервые, и довольно неожиданно и смело, были высказаны истины о правонарушителях, составляющие аксиому".

В 90-е годы наша научная и литературная общественность по-новому прочитывает и осмысляет наследие. Так, сбросив идеологические шоры, уже по-другому воспринимают например, Павку Корчагина, загнанного официальной критикой в хрестоматийный штамп героя нового, коммунистического времени. это глубоко размышляющий человек, уже тогда ощущавший — что-то происходит не так, не по-человечески крут и несправедлив большевистский обруч, все туже сжимающий людей, их чувства, мысли, поступки. В новом прочтении нуждаются, конечно, и другие классики. И, разумеется, Л. Сейфуллина. Немало талантливых произведений, особенно написанных в 20-30-е годы прошлого века, были извращены пролеткультовской критикой, работавшей на потребу политического момента. Ждут своих исследователей и произведения Л.Н.Сейфуллиной.

Кроме художественного дара Сейфуллина обладала редкостным даром человеческого обаяния. Она была дружна со многими выдающимися людьми своего времени. Ее обожал В. Маяковский, нежно называвший писательницу "Сейфуллинкой", постоянно звал в свой ЛЕФ, а та упорно отказывалась. Он любил ходить рядом с ней, а Сейфуллина всегда прогоняла поэта, стесняясь своего маленького роста. Однажды они за рубежом вместе выступали перед публикой, среди которой было немало белоэмигрантов.

И когда Маяковский представил Сейфуллину, из зала ехидно закричали: "Где она, не видим, пусть встанет!" На что Маяковский громогласно заявил: "Сейфуллина высоко стоит на собрании своих сочинений". Она была смелым человеком. Перед первым съездом писателей (1934) известных авторов собрали на квартире у Горького. Приехал Сталин. Только что закрыли РАПП (ассоциацию пролетарских писателей), но навязывали писателям тех же руководителей. Сейфуллина сидела напротив Сталина и вдруг громко и четко ему сказала: "Что же, Иосиф Виссарионович, получается? Только что Вы нас освободили от рапповской опеки и теперь хотите опять на писателей хомут одеть?" Это было как разорвавшаяся бомба.

А в 1946 году Сейфуллина защищала Ахматову и Зощенко, хотя это было очень опасно. Между тем ее муж журналист Правдухин был репрессирован в 37 году и расстрелян. Уже перед войной, а особенно после войны стали реже ее печатать. Вот какой разговор в начале 50-х годов состоялся у нее с А. Фадеевым, председателем СП СССР, членом ЦК партии, в которую Сейфуллина, кстати, не вступала. "Ты, Саша, давно знаешь меня, знаешь, что я никогда не иду на поводу у других, хотя бы их было большинство... Ты упрекаешь меня, почему редко хожу на собрания…, но даже когда бываю и выступаю…, в отчетной статье в "Литгазете" мои выступления опускают и помещают в "др." и "пр."… сказал один перестраховщик: "На сегодняшний момент Сейфуллина у нас не звучит". Как ты расцениваешь такое отношение?" "Какая чепуха", — вырвалось у Фадеева. "Что не веришь? Проверь… А известно ли тебе, что моя пьеса "Наташа" была принята к постановке в театре Мейерхольда, была доведена до генеральной репетиции, а потом исчезла вместе с Мейерхольдом". Она зажгла спичку, руки у нее дрожали. Фадеев чертил сухой веткой по земле и молчал" (З.Н. Сейфуллина. "Моя старшая сестра". М., 1970).

Умерла Л.Н. Сейфуллина в 1954 году, похоронена в Москве на Введенском кладбище.

В произведениях Сейфуллиной живут и переживают свои радости и беды люди разных национальностей. В "Правонарушителях" немало татарских беспризорников, ведь в основу событий повести легла жизнь южноуральской детской колонии в Тургояке. В 20-х годах был написан также рассказ "Темная" о бедном оренбургском башкире, его растерянности и беззащитности в этом быстро меняющимся мире.

Рассказ живой, взятый из жизни и переданный без примеси литературщины, потому и трогает сердце читателя. Рассказ, который Сейфуллина планировала развернуть, доработать основательней. Но как-то не сложилось.