главная • для школьников 5-9 классов • Сейфуллина Л. Н. | ||||
Сейфуллина Лидия НиколаевнаЛитература об авторе"К вам молодой татарский писатель…" : [к 120 летию со дня рождения классика сов. лит. Л. Сейфуллиной] // Татар деньясы = Татар. мир. Москва. 2009. № 3. С. 12. В этом году (в марте) исполняется 120 лет со дня рождения классика советской литературы Лидии Николаевны Сейфуллиной (1889-1954). В последние два-три десятилетия ее имя как-то ушло в тень, произведения такие, как "Виринея", "Перегной", "Правонарушители" не переиздавались, в том числе и в Татарстане. Более того, даже и часть читательской публики не знает, что она татарка. Да и как быть известной, если в Татарском энциклопедическом словаре (Казань, 1990) имя Сейфуллиной не значится в словнике персоналий. Между тем, отец Лидии Николаевны происходил из казанских татар. В своей автобиографической повести "Из мрака к свету" он писал, как его маленького, шестилетнего сироту-татарчонка, плохо понимавшего русский язык, увезли студенты-медики из глухой деревни в город Казань. Там его взяла на воспитание добрая русская семья и дала ему образование. Тогда же его окрестили и нарекли русским именем Николаем. Фамилию сохранили прежнюю. Сейфуллина не забывала своих татарских корней. Не меняла своей фамилии в замужестве. Прожив долгие годы в Сибири, на Урале, в Поволжье, хорошо знала жизнь татар. Известен эпизод, связанный с приездом А. В. Луначарского в Новониколаевск (впоследствии Новосибирск) после освобождения города от колчаковцев. Члену правительства представили закутанную в шубу с нахлобученной ушанкой Сейфуллину со словами "Наша гордость, настоящий талант". Вечером нарком поинтересовался у предревкома: "Вы знакомы с молодым татарским писателем Сейфуллиным"? Тот пожал плечами. "Как же, удивился Луначарский, мне сказали, у него прекрасная вещь о малолетних правонарушителях?" Предревкома понял, о ком шла речь и пояснил, что это Лидия Сейфуллина. Ей так понравилось это недоразумение, что с тех пор она, когда приходила к Луначарскому, неизменно произносила: "К вам молодой татарский писатель". Лидия Николаевна родилась в Оренбургском крае близ Магнитогорска. Начальное образование получила в сельской школе, а затем в Омске закончила гимназию. До профессиональной литературной деятельности работала в Поволжье и Сибири: учительствовала, в том числе в татарских, мордовских селах, работала а библиотеках, сотрудничала в местных газетах. Она стояла у истоков рождения такого известного журнала, как "Сибирские огни" (Новосибирск в те годы еще Новониколаевск, 1922). В первом номере появилась ее первая серьезная повесть "Четыре главы", с которой и начался творческий путь Л.Н. Сейфуллиной, проложивший плодоносную художественную борозду на огромном поле советской литературы. Она обладала настоящим большим талантом, и ее популярность не была искусственно взращенной, как популярность современников Сейфуллиной М. Шагинян, М. Прилежаевой, Г. Серебряковой, В. Инбер. Ее дарование очень ценили М. Горький, В. Маяковский, А. Фадеев, К. Чуковский, Вс. Иванов, И. Эренбург, артисты и режиссеры А. Попов, Б. Щукин, Вс. Мейерхольд. Поставленный на сцене театра Вахтангова спектакль "Виринея" собирал полные залы зрителей не только в СССР, но и в Европе (Прага, Париж). Л.Н. Сейфуллина первая татарка писатель, творчество которой оказало заметное влияние на российскую литературу. Виринея совершенно новый образ в нашей литературе, женщина, которая глубоко осознала свою и гердерную, и социальную роль в жизни, высоко несла свое достоинство и любовь к людям. Писатель и педагог Макаренко после прочтения "Правонарушителей" так отозвался: "Это небольшой рассказ, тем не менее он сыграл очень важную роль, гораздо более важную, чем "Педагогическая поэма". Почему? Потому что в этом рассказе впервые, и довольно неожиданно и смело, были высказаны истины о правонарушителях, составляющие аксиому". В 90-е годы наша научная и литературная общественность по-новому прочитывает и осмысляет наследие. Так, сбросив идеологические шоры, уже по-другому воспринимают например, Павку Корчагина, загнанного официальной критикой в хрестоматийный штамп героя нового, коммунистического времени. это глубоко размышляющий человек, уже тогда ощущавший что-то происходит не так, не по-человечески крут и несправедлив большевистский обруч, все туже сжимающий людей, их чувства, мысли, поступки. В новом прочтении нуждаются, конечно, и другие классики. И, разумеется, Л. Сейфуллина. Немало талантливых произведений, особенно написанных в 20-30-е годы прошлого века, были извращены пролеткультовской критикой, работавшей на потребу политического момента. Ждут своих исследователей и произведения Л.Н.Сейфуллиной. Кроме художественного дара Сейфуллина обладала редкостным даром человеческого обаяния. Она была дружна со многими выдающимися людьми своего времени. Ее обожал В. Маяковский, нежно называвший писательницу "Сейфуллинкой", постоянно звал в свой ЛЕФ, а та упорно отказывалась. Он любил ходить рядом с ней, а Сейфуллина всегда прогоняла поэта, стесняясь своего маленького роста. Однажды они за рубежом вместе выступали перед публикой, среди которой было немало белоэмигрантов. И когда Маяковский представил Сейфуллину, из зала ехидно закричали: "Где она, не видим, пусть встанет!" На что Маяковский громогласно заявил: "Сейфуллина высоко стоит на собрании своих сочинений". Она была смелым человеком. Перед первым съездом писателей (1934) известных авторов собрали на квартире у Горького. Приехал Сталин. Только что закрыли РАПП (ассоциацию пролетарских писателей), но навязывали писателям тех же руководителей. Сейфуллина сидела напротив Сталина и вдруг громко и четко ему сказала: "Что же, Иосиф Виссарионович, получается? Только что Вы нас освободили от рапповской опеки и теперь хотите опять на писателей хомут одеть?" Это было как разорвавшаяся бомба. А в 1946 году Сейфуллина защищала Ахматову и Зощенко, хотя это было очень опасно. Между тем ее муж журналист Правдухин был репрессирован в 37 году и расстрелян. Уже перед войной, а особенно после войны стали реже ее печатать. Вот какой разговор в начале 50-х годов состоялся у нее с А. Фадеевым, председателем СП СССР, членом ЦК партии, в которую Сейфуллина, кстати, не вступала. "Ты, Саша, давно знаешь меня, знаешь, что я никогда не иду на поводу у других, хотя бы их было большинство... Ты упрекаешь меня, почему редко хожу на собрания…, но даже когда бываю и выступаю…, в отчетной статье в "Литгазете" мои выступления опускают и помещают в "др." и "пр."… сказал один перестраховщик: "На сегодняшний момент Сейфуллина у нас не звучит". Как ты расцениваешь такое отношение?" "Какая чепуха", вырвалось у Фадеева. "Что не веришь? Проверь… А известно ли тебе, что моя пьеса "Наташа" была принята к постановке в театре Мейерхольда, была доведена до генеральной репетиции, а потом исчезла вместе с Мейерхольдом". Она зажгла спичку, руки у нее дрожали. Фадеев чертил сухой веткой по земле и молчал" (З.Н. Сейфуллина. "Моя старшая сестра". М., 1970). Умерла Л.Н. Сейфуллина в 1954 году, похоронена в Москве на Введенском кладбище. В произведениях Сейфуллиной живут и переживают свои радости и беды люди разных национальностей. В "Правонарушителях" немало татарских беспризорников, ведь в основу событий повести легла жизнь южноуральской детской колонии в Тургояке. В 20-х годах был написан также рассказ "Темная" о бедном оренбургском башкире, его растерянности и беззащитности в этом быстро меняющимся мире. Рассказ живой, взятый из жизни и переданный без примеси литературщины, потому и трогает сердце читателя. Рассказ, который Сейфуллина планировала развернуть, доработать основательней. Но как-то не сложилось. |