главная • для школьников 5-9 классов • Сейфуллина Л. Н. | ||||
Сейфуллина Лидия НиколаевнаЛитература об автореКрохалева, Т. Н. Сейфуллина Лидия Николаевна (1889-1954) / Т. Н. Крохалева // Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 класс. Челябинск, 2002. С. 65-70. СЕЙФУЛЛИНА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА (1889-1954) В самом начале 20-х годов Лидия Сейфуллина была очень популярна: Сейфуллину читали, Сейфуллину изучали в школе, на ее книгу «Перегной» записывались в очередь. Нарком образования А.В. Луначарский назвал Лидию Николаевну «знаменитой нашей уралкой», и так стали называть ее потом многие. Сама она с гордостью не раз это подтверждала: «Я коренная уралка». У нее были на это основания. Родилась Лидия Сейфуллина в селе Варламово Чебаркульского района 3 марта 1889 года в семье священнослужителя, глубоко совестливого и начитанного. Своих двух дочерей, Лиду и Зою, он учил русской и татарской грамоте, а еще любви к человеку и готовности всегда прийти на помощь страждущим. Отец Сейфуллиной был беден. «Что за чудной поп? Во дворе у него ни лошади, ни коровы...» удивлялись приезжающие в село люди.Наверное, именно потому, что ей с детства были знакомы нужда, горе, слезы, Сейфуллина после Октября выбрала революцию, «сознательно и добровольно», как говорила, «стала гражданкой новой России». С жизнью Челябинска Сейфуллина связала себя с июля 1919 года. Здесь она работала в культурно-просветительном отделе Совета профессиональных союзов, а точнее была артисткой «при театре на острове реки Миасс» (это подтверждается документами государственного архива). Небольшого роста, круглолицая, большеглазая, с неизменной иссиня-черной, закрывающей лоб челкой, она часто исполняла роли детей и подростков. В соавторстве с мужем, известным писателем и критиком В. Правдухиным, Сейфуллина написала пьесу «Егоркина жизнь», в то время очень злободневную и нужную, о трагической судьбе деревенского мальчика, столкнувшегося с равнодушием и жестокостью. Лидия Николаевна организовала постановку спектакля по пьесе с труппой профессиональных артистов на сцене Народного дома, с чего и началась история драматического театра имени С.М. Цвиллинга. В Челябинске она работала и заведующей городской библиотекой, и инструктором библиотечной секции губоно, а затем ее заведующей, обучала в годы гражданской войны русскому языку малограмотных. Иногда чередовала эти виды работы, а иногда занималась ими одновременно. Она приняла участие в создании газеты «Советская Сибирь» (сейчас это наш «Челябинский рабочий»). Губнаробраз в феврале 1920 года делегировал Лидию Николаевну на III Всероссийское совещание по внешкольному образованию. Она говорила, что это определило «весь дальнейший рабочий путь внешкольного работника, позднее литератора». В 1921 году Лидия Николаевна переехала в Новосибирск, а затем в Москву. В небольшой двухкомнатной квартире Сейфуллиной в проезде МХАТа, где с 1923 года поселилась она с мужем, кто только ни бывал! Сюда «на огонек» забредали С. Есенин, А. Новиков-Прибой, И. Бабель, М. Шолохов и М. Пришвин. Став известной писательницей, создавшей такие яркие для того времени произведения, как «Четыре главы» (1922), «Перегной» (1922), «Правонарушители» (1922), «Каин-Кабак» (1926), «Налет» (1927), она не теряла связи с родным Уралом. Приезжала сюда то одна, то с друзьями, то с мужем, собиравшим на Урале материал для романа «Яик уходит в море». Самые значительные свои произведения («Правонарушители», «Виринея», «Александр Македонский») она создала на уральском материале. Всем уральским дышит рассказ «Поневоле», где есть немало автобиографического. Здесь упоминается Тургояк горное озеро, на берегу которого жили герои во время своей охотничьей поездки; узнается озеро Тургояк и в повести «Правонарушители», где Сейфуллина, как истинный писатель, смогла разглядеть проблему, актуальную и по сей день. О беспризорниках Лидия Николаевна знала не понаслышке. Ей довелось участвовать в организации первой на Урале сельскохозяйственной трудовой колонии для беспризорных детей, открывшейся в поселке Тургояк 16 июня 1920 года. Л. Сейфуллина и ее муж год спустя месяц гостили у колонистов, ходили с ними в походы, играли, ставили спектакль «Синяя птица». А в 1922 году в журнале «Сибирские огни» повесть увидела свет. Ее высоко оценил Антон Семенович Макаренко: «...Вера в человека звучит в произведении Сейфуллиной гораздо сильнее, несравненно сильнее, чем во всех остальных книгах, посвященных правонарушителям». Сестра Лидии Николаевны, Зоя, в своих воспоминаниях потом напишет, как летом 1959 года к ней пришел немолодой человек в черном костюме и сказал: «Я Гришка Песков, тот, что у торговок на базаре съестные припасы воровал...». Многое рассказал он о себе, о жизни в колонии, о том, какую большую роль сыграли в его судьбе Сейфуллина и Правдухин, как стал главным героем повести, что теперь он уважаемый человек. Очень популярной была повесть Сейфуллиной «Виринея» о судьбе женщины в революции; пьеса по этой повести триумфально шла по сценам Москвы, Ленинграда, Парижа, Праги. В 30-е годы Сейфуллину стали меньше печатать. И писать она стала меньше. В одном из выступлений перед молодыми писателями в 1934 году Лидия Николаевна говорила, что тем у нее много, но ее удерживает ответственность перед социальным заказом: «Я не чувствую себя в этом материале, как в своем хозяйстве, так, как чувствовала, когда писала из крестьянской жизни и «Правонарушителей ». Многое рухнуло в ее жизни в 30-е годы. Арестовали Правдухина. Она знала, что никакой вины за ним нет, но все попытки выяснить причину ареста ни к чему не привели. Лидия Николаевна жила с тяжестью на сердце. Ненавидела длинные душные коридоры, в которых приходилось простаивать, ожидая очередной аудиенции у глухих тяжелых дверей. За ними холодные, непроницаемые глаза и равнодушные невнятные ответы.Потом поняла, что мужа нет в живых, и оставила бесполезные хлопоты. Но от пережитой потери оправиться так и не смогла. Поселилась с младшей сестрой, с которой всегда была дружна, любила ее детей. Так спаслась от одиночества. Постепенно была отстранена от общественных дел в Союзе писателей. Тяжело это переживала. Но Лидия Николаевна всегда приходила на помощь своим товарищам. Когда она единственная из всех проголосовала против исключения из Союза писателей драматурга Афиногенова и ее упрекнули за это, ответила: «Я никогда не пойду против совести, никогда, хотя бы мне грозила смерть». Когда в 1946 году резкая критика буквально уничтожила М. Зощенко и А. Ахматову, Лидия Николаевна была ошеломлена, несколько дней молчала, замкнулась в себе, много курила, а потом написала письмо Сталину. И хотя родные Сейфуллиной просили ее не делать этого, хотя его не подписали в Союзе писателей, она сказала: «Я напишу письмо от своего имени, только от своего, пусть трусы не дрожат и не боятся. Какая подлость!». Письмо она отправила, ждала хотя бы какого-нибудь отклика на него. Его не было. Умерла Лидия Николаевна 24 апреля 1954 года. На Южном Урале ее именем названы библиотеки, школы, улицы. |