Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовСейфуллина Л. Н.
 
 

Сейфуллина Лидия Николаевна

Литература об авторе

Крохалева, Т. Н. Сейфуллина Лидия Николаевна (1889-1954) / Т. Н. Крохалева // Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 класс. — Челябинск, 2002. — С. 65-70.

СЕЙФУЛЛИНА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА (1889-1954)

В самом начале 20-х годов Лидия Сейфуллина была очень популярна: Сейфуллину читали, Сейфуллину изучали в школе, на ее книгу «Перегной» записывались в очередь. Нарком образования А.В. Луначарский назвал Лидию Николаевну «знаменитой нашей уралкой», и так стали называть ее потом многие. Сама она с гордостью не раз это подтверждала: «Я — коренная уралка».

У нее были на это основания.

Родилась Лидия Сейфуллина в селе Варламово Чебаркульского района 3 марта 1889 года в семье священнослужителя, глубоко совестливого и начитанного. Своих двух дочерей, Лиду и Зою, он учил русской и татарской грамоте, а еще — любви к человеку и готовности всегда прийти на помощь страждущим. Отец Сейфуллиной был беден. «Что за чудной поп? Во дворе у него ни лошади, ни коровы...» — удивлялись приезжающие в село люди.

Наверное, именно потому, что ей с детства были знакомы нужда, горе, слезы, Сейфуллина после Октября выбрала революцию, «сознательно и добровольно», как говорила, «стала гражданкой новой России».

С жизнью Челябинска Сейфуллина связала себя с июля 1919 года. Здесь она работала в культурно-просветительном отделе Совета профессиональных союзов, а точнее — была артисткой «при театре на острове реки Миасс» (это подтверждается документами государственного архива).

Небольшого роста, круглолицая, большеглазая, с неизменной иссиня-черной, закрывающей лоб челкой, она часто исполняла роли детей и подростков.

В соавторстве с мужем, известным писателем и критиком В. Правдухиным, Сейфуллина написала пьесу «Егоркина жизнь», в то время очень злободневную и нужную, о трагической судьбе деревенского мальчика, столкнувшегося с равнодушием и жестокостью. Лидия Николаевна организовала постановку спектакля по пьесе с труппой профессиональных артистов на сцене Народного дома, с чего и началась история драматического театра имени С.М. Цвиллинга. В Челябинске она работала и заведующей городской библиотекой, и инструктором библиотечной секции губоно, а затем — ее заведующей, обучала в годы гражданской войны русскому языку малограмотных. Иногда чередовала эти виды работы, а иногда занималась ими одновременно. Она приняла участие в создании газеты «Советская Сибирь» (сейчас это наш «Челябинский рабочий»).

Губнаробраз в феврале 1920 года делегировал Лидию Николаевну на III Всероссийское совещание по внешкольному образованию. Она говорила, что это определило «весь дальнейший рабочий путь — внешкольного работника, позднее литератора».

В 1921 году Лидия Николаевна переехала в Новосибирск, а затем — в Москву.

В небольшой двухкомнатной квартире Сейфуллиной в проезде МХАТа, где с 1923 года поселилась она с мужем, кто только ни бывал! Сюда «на огонек» забредали С. Есенин, А. Новиков-Прибой, И. Бабель, М. Шолохов и М. Пришвин.

Став известной писательницей, создавшей такие яркие для того времени произведения, как «Четыре главы» (1922), «Перегной» (1922), «Правонарушители» (1922), «Каин-Кабак» (1926), «Налет» (1927), она не теряла связи с родным Уралом.

Приезжала сюда то одна, то с друзьями, то с мужем, собиравшим на Урале материал для романа «Яик уходит в море». Самые значительные свои произведения («Правонарушители», «Виринея», «Александр Македонский») она создала на уральском материале.

Всем уральским дышит рассказ «Поневоле», где есть немало автобиографического. Здесь упоминается Тургояк — горное озеро, на берегу которого жили герои во время своей охотничьей поездки; узнается озеро Тургояк и в повести «Правонарушители», где Сейфуллина, как истинный писатель, смогла разглядеть проблему, актуальную и по сей день. О беспризорниках Лидия Николаевна знала не понаслышке. Ей довелось участвовать в организации первой на Урале сельскохозяйственной трудовой колонии для беспризорных детей, открывшейся в поселке Тургояк 16 июня 1920 года. Л. Сейфуллина и ее муж год спустя месяц гостили у колонистов, ходили с ними в походы, играли, ставили спектакль «Синяя птица». А в 1922 году в журнале «Сибирские огни» повесть увидела свет. Ее высоко оценил Антон Семенович Макаренко: «...Вера в человека звучит в произведении Сейфуллиной гораздо сильнее, несравненно сильнее, чем во всех остальных книгах, посвященных правонарушителям».

Сестра Лидии Николаевны, Зоя, в своих воспоминаниях потом напишет, как летом 1959 года к ней пришел немолодой человек в черном костюме и сказал: «Я Гришка Песков, тот, что у торговок на базаре съестные припасы воровал...». Многое рассказал он о себе, о жизни в колонии, о том, какую большую роль сыграли в его судьбе Сейфуллина и Правдухин, как стал главным героем повести, что теперь он уважаемый человек.

Очень популярной была повесть Сейфуллиной «Виринея» — о судьбе женщины в революции; пьеса по этой повести триумфально шла по сценам Москвы, Ленинграда, Парижа, Праги. В 30-е годы Сейфуллину стали меньше печатать. И писать она стала меньше. В одном из выступлений перед молодыми писателями в 1934 году Лидия Николаевна говорила, что тем у нее много, но ее удерживает ответственность перед социальным заказом: «Я не чувствую себя в этом материале, как в своем хозяйстве, так, как чувствовала, когда писала из крестьянской жизни и «Правонарушителей ».

Многое рухнуло в ее жизни в 30-е годы. Арестовали Правдухина. Она знала, что никакой вины за ним нет, но все попытки выяснить причину ареста ни к чему не привели. Лидия Николаевна жила с тяжестью на сердце. Ненавидела длинные душные коридоры, в которых приходилось простаивать, ожидая очередной аудиенции у глухих тяжелых дверей. За ними — холодные, непроницаемые глаза и равнодушные невнятные ответы.

Потом поняла, что мужа нет в живых, и оставила бесполезные хлопоты. Но от пережитой потери оправиться так и не смогла.

Поселилась с младшей сестрой, с которой всегда была дружна, любила ее детей. Так спаслась от одиночества. Постепенно была отстранена от общественных дел в Союзе писателей. Тяжело это переживала.

Но Лидия Николаевна всегда приходила на помощь своим товарищам. Когда она единственная из всех проголосовала против исключения из Союза писателей драматурга Афиногенова и ее упрекнули за это, ответила: «Я никогда не пойду против совести, никогда, хотя бы мне грозила смерть».

Когда в 1946 году резкая критика буквально уничтожила М. Зощенко и А. Ахматову, Лидия Николаевна была ошеломлена, несколько дней молчала, замкнулась в себе, много курила, а потом написала письмо Сталину. И хотя родные Сейфуллиной просили ее не делать этого, хотя его не подписали в Союзе писателей, она сказала: «Я напишу письмо от своего имени, только от своего, пусть трусы не дрожат и не боятся. Какая подлость!».

Письмо она отправила, ждала хотя бы какого-нибудь отклика на него. Его не было. Умерла Лидия Николаевна 24 апреля 1954 года. На Южном Урале ее именем названы библиотеки, школы, улицы.