Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовСавин В. А.
 
 

Савин Виктор Афанасьевич

Литература об авторе

Богданов, Николай. Революцией призванный / Н. Богданов // Савин, В. Юванко из Большого стойбища / В. Савин. — М., 1975. — С.3-6.

Виктор Савин. Фото из сборника "Юванко из большого стойбища"

О произведениях Виктора Савина, собранных в этой книге, можно сказать много хорошего, но вы их сами прочтете и полюбите, я же хочу рассказать о самом писателе, который нашел свои темы в лесах и горах Урала. Именно нашел, бродя с ружьем и фотоаппаратом, а вернувшись домой, записал, вспоминая необыкновенные встречи. И о леснике на голубом коне, и о красном псе, неуязвимом для волков, и о мальчике-рыцаре, славном охотнике,— о многом, чего нарочно не придумаешь.

Отложив перо, Виктор Афанасьевич снова уходил в тайгу, потом опять возвращался, оставляя в лесу свое сердце, как говорили старые уральские лесовики, прокопченные у костров и метко прозванные бордадымами. Откуда он пришел в литературу, кто он, Виктор Савин?

Мы познакомились с ним в Москве, в те далекие годы, когда только что отгремела гражданская война и в столицу хлынула со всех концов России молодежь учиться.

В одной комнате студенческого общежития на Земляном валу вместе со мной поселился чернобородый Алексей Кожевников, артиллерист, встречавший белогвардейцев картечью и бивший по иностранным самолетам шрапнелью; балагур Федор Каманин, парень из знаменитых Брянских лесов, на буйных кудрях которого едва держалась военная фуражка; худощавый немногословный уралец Виктор Савин, штурмовавший Перекоп. Люди мы были разные, но одинаково крепко любили Советскую власть и верили в торжество мировой коммуны. И все испытали так много, что хотелось рассказать людям нашу правду, утвержденную в борьбе за власть Советов. И хотя каждый из нас уже сочинял стихи или прозу, но по-настоящему писать мы еще не умели. Поэтому и явились мы в новый, только что созданный поэтом-коммунистом Валерием Брюсовым Высший литературно-художественный институт. Мы знали этого поэта по стихотворению о каменщике, который строит для своих же братьев-рабочих тюрьму,— его часто читали тогда со сцены, — слышали, что он вместе с Блоком и Бальмонтом возглавил новое литературное течение — символизм. Его ученость казалась нам чудом. Брюсов знал чуть ли не все современные европейские языки, знал давно умершую латынь, древнегреческий, древнееврейский, древне-армянский, умел писать романы, повести, рассказы и стихи всех форм и размеров — от гекзаметров до ямбов, был непревзойденным мастером рифмы.

Вот к такому человеку и явились мы с поклоном: прими и научи!

Принимал Валерий Яковлевич Брюсов в свой институт не всех, с разбором. После обычных экзаменов сам беседовал с каждым отобранным кандидатом. Слушал прозу и стихи, задавал самые неожиданные вопросы.

Когда Виктор Савин прочел о том, что при переходе через Сиваш бойцы, штурмовавшие Перекоп, захлебываясь, поднимали винтовки над головой, Брюсов спросил:

— Вода там очень соленая?

— Очень,— ответил Савин,— горло дерет, так уж затвор винтовки приходилось держать повыше, чтоб не разъело!

Человек, сам глотнувший воды Сиваша под Перекопом, заинтересовал Брюсова больше, чем его неумелые писания. Неумелых можно научить, главное — есть ли у будущего студента своя тема, с которой он может прийти в искусство.

Уральский мальчишка, деды-прадеды которого "на железном солнышке грелись", плавя в домнах и мартенах металл, сын приискового рабочего, с десяти лет батрачивший на заводчиков Демидовых и Шуваловых то гонщиком на подвозке золотоносных песков, то водоливом на драге, то грузчиком на сенном складе под Ишимом, то токарем на Лысьвенском заводе, ставший затем красноармейцем, бойцом за дело Октября,— это ли не находка для будущей советской литературы, если его научить писать!

— Такие студенты нам нужны,— говорил Брюсов на экзаменационной комиссии, предпочитая Савиных высокообразованным профессорским дочкам и адвокатским сынкам, ловко умеющим писать стихи ни о чем.

Виктор Савин был принят в институт, так же как волжанин Артем Веселый, украинец Михаил Светлов, рабочий паренек с московской окраины Яков Шведов и многие другие. Учились мы трудно, но весело. Счастливы были как никогда. Из нижайших низов — да в столицу, из сельских школ, в которых малограмотные дьячки бывали учителями,— да в вузы, где профессора, да такие, как Брюсов, Рукавишников, Сакулин, Ушаков — настоящие светила науки! Когда не хватало стипендии, мы не унывали — шли на ночные работы грузчиками, а вернувшись с привокзальных складов на рассвете, выходили, бывало, "а балкон общежития да запевали удалую песню. Постигая науки, все мы писали. И вот стали появляться в журналах наши рассказы. "Жиган", "Продавец счастья" Алексея Кожевникова, повесть Федора Каманина "Ванька Огнев и его собака Партизан", мои рассказы о первых комсомольцах "Вечера на укомовских столах", рассказы Виктора Савина о сиротах гражданской войны, вскоре изданные отдельной книжкой, под названием "Шаромыжники". Однажды он нас очень обрадовал, "выдав на-гора" повесть "Косотурские художники", в которой обнаружил накопленное с годами писательское мастерство.

Эта повесть об уральских умельцах прошлого века, об их трудных судьбах была открытием. Мы не знали об этой сокровищнице русского народного искусства, скрытой в глубине седых Уральских гор. Как интересно было читать эту повесть прошлых лет и как радостно, что написал ее наш близкий товарищ. И вдруг, после исторического произведения, Виктор Савин дарит нам книгу "Волчье логово" — о нашей кипучей современности, о юннатах, охраняющих родную уральскую природу, об их замечательных делах и приключениях. За ней последовали повесть "Старший в доме", сборник рассказов об охоте и рыболовстве "Закалка мужества" и роман "Чарусские лесорубы".

Какой сильный, разносторонний писатель вырос на уральской почве! Как хорошо он использовал и развил те первичные познания и понятия в области искусства, что привил нашему поколению поэт-коммунист Валерий Брюсов, создавший первый в нашей стране Литературный институт! Литературная известность быстро пришла к нам, и все мы остались работать в московских журналах и издательствах, кроме Виктора Савина. Наш четвертый товарищ уехал домой, на Урал, туда, где оставалось его сердце. Стал журналистом, страстным охотником и рыбаком. В последние годы Виктор Афанасьевич все больше и больше пишет для детей. Оно и понятно: нам, пожилым людям, прошедшим большой жизненный путь, хочется поделиться своим опытом с юным поколением, идущим на смену. Понятна мне и та теплота, какая-то особая бережность к юным читателям, с какой Виктор Савин рассказывает даже о самых суровых делах и событиях. Возможно, этому способствует то, что друг моей юности ныне стал дедушкой. Недавно я получил фотографию, где он снят с внучкой на руках. И какой же гордый и счастливый вид у Виктора Афанасьевича на этом снимке! Будто бы он держит в руках свою самую лучшую книгу! Много лет мы не виделись, но из виду друг друга не теряли; радовались каждому новому рассказу, каждой новой книжке товарища студенческих лет, находя в них частицу его живой души, его человеческого облика — бывшего уральского мальчишки, Революцией в литературу призванного. В этом году Виктору Афанасьевичу Савину исполняется семьдесят пять лет. Полвека из них посвящено литературному труду. Писатель бодр и полон новых творческих замыслов.

По-прежнему похаживает он по таежным лесам и долам с ружьем и биноклем, оберегая родную природу словом и делом. Живет в окружении друзей-читателей в старинном заводском городе Куса. Крепко держится родной уральской почвы. Любит приютивший его городок, как бы овеянный волшебными сказами Бажова. В таком вот — по старинному преданью — невесты для женихов варежки из медвежьей шерсти вязали, а женихи для невест железные цветы ковали, чугунные кружева отливали.

Славится Куса мастерами художественного литья.

Среди этих умельцев живет и трудится мастер художественного слова, автор этой книжки, Виктор Савин.