Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовРучьев Б. А.
 
 

Ручьев Борис александрович

Литература об авторе

Федорова, Н. В. Ручьев Борис Александрович / Н. В. Федорова // Календарь знаменательных и памятных дат: Челябинская область. — 2003. Федорова, Н. В. С. 84 – 87



РУЧЬЕВ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (КРИВОЩЕКОВ) (1913-1973)

Ручьев Б. А. (настоящая фамилия Кривощеков), известный уральский поэт, кавалер орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького, почетный гражданин города Магнитогорска.

Шестнадцатилетним пареньком, сразу после окончания школы, пришел Борис Ручьев на Магнитострой, грандиозность которого настолько захватила и потрясла его, что он решил связать с ним всю свою жизнь. Современники называли его «певцом Магнитки».

Однако, свои первые шаги будущий поэт делал в качестве простого рабочего-бетонщика, плотника. Одновременно он посещал литературный кружок, существовавший при редакции журнала «Буксир» (впоследствии «За Магнитострой литературы») и начал писать первые стихи о Магнитке. Его первые публикации относятся к 1927 г., когда газета «Красный Курган» напечатала его стихи «На озере», «Зима», «О субботнике» и ряд других.

Родился и провел детские годы Борис Александрович в г. Троицке, маленьком и тихом городке. Здесь пробовал писать первые стихотворения. Родители поощряли его занятия литературой. Отец, Александр Иванович Кривощеков, один из образованнейших людей дореволюционного Зауралья, был этнографом и фольклористом, занимался историей казачества. Пробовал свои силы в литературе, написал несколько рассказов о Русско-японской войне.

Поэт не раз повторял, что писать следует только о том, о чем нельзя не писать. Такой темой для него стала Магнитка – его вторая родина. Свой первый сборник стихов, вышедший в 1933 г. в издательстве «Советская литература» (Москва) и Уралгиз (Свердловск), он назвал именно так – «Вторая родина» и посвятил его людям, пришедшим на стройки первых пятилеток, в палатки и бараки Магнитостроя.

Возможно, современный читатель не поймет, чему радуется поэт, что он воспевает, если его героев окружает бытовая неустроенность и тяжелый труд. Но для самого поэта — это время молодости, наполненное романтикой, азартом и осознанием своей причастности к истории. Стихи Б. Ручьева просты и даже порою наивны, но они были понятны и близки соседям по бараку и сделали его имя весьма популярным среди рабочих.

После выхода в свет первого сборника Б. А. Ручьев переживает творческий кризис. Он почти не пишет, говорит о бедности и ограниченности своего языка, его трафаретности. Этот период длится недолго, и вскоре он представляет новые стихотворные циклы – «Девушки-подружки» и «Соловьиная пора», отличительными чертами которых были фольклорность и частушечный ритм.

Исследователи творчества Ручьева Б. А. отмечают, что ему присуща связь с народным творчеством. Это нашло отражение в названии некоторых произведений – «Сказка о синем самолете», «За щучьим Тоболом, за волчьей тайгой», «В дальнем детстве, в немыслимой сказке».

В феврале 1932 г. Ручьев Б. А. был участником последнего поэтического семинара Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), а в 1934 г. принимал участие в работе I Всесоюзного съезда советских писателей. В 1936 г. поступает на заочное отделение Литературного института имени М. Горького.

Все это время Б. Ручьев активно печатается. С его произведениями знакомы не только магнитогорцы, но и читатели «Литературной газеты» и уральских газет «Сталинская смена», «Уральский рабочий», «Тагильский рабочий», журналов «Красная новь», «Рост», «Огонек». На страницах периодической печати появлялись не только стихи, но и фельетоны, очерки Б. Ручьева, его статьи на общелитературные темы, отзывы и рецензии на произведения молодых авторов, оперативные отклики на важнейшие события, происходившие как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, прозаический жанр не был чужд поэту.

В декабре 1937 г. по ложному обвинению в участии в заговоре правых сил Б. А. Ручьев был арестован органами НКВД, судим и приговорен к 10 годам лагерей на Колыме. Это было тяжелое и страшное время для поэта. Вот что он пишет в своем дневнике: «Когда нас, «врагов народа», привезли на Колыму, воры, бандиты, всякий уголовный рецидив, все, приговоренные к «высшей мере» и помилованные Калининым, т. н. «бытовики», были поставлены нашими воспитателями в лагерях – нарядчиками, старостами, бригадирами. Воспитывали они нас кулаками, матом, зуботычинами». Суровые условия жизни, изнуряющая работа, отсутствие свободного времени заставили поэта замолчать. Узнав о начале войны, он подает прошение об отправке его на фронт, но получает отказ.

Осенью 1941 г. при тушении сильного пожара в тайге Ручьев получает тяжелые ожоги и три месяца находится между жизнью и смертью. Здесь, на больничной койке, едва избежав ампутации правой ноги, вновь – после четырехлетнего перерыва – начинает писать стихи. «Сначала писать было очень трудно. Но душа не могла быть без света, животворного чувства поэзии и, оживая, требовала слова, откровения, исповеди». Начав со «Стихов о далеких битвах» и «Двух песен о Магнитке», он здесь же в Оймяконе создает поэмы «Невидимка» и «Прощание с юностью», а также цикл стихов «Красное солнышко».

В 1949 г., после освобождения, он возвращается на Урал, где никто не ждет – жена давно повторно вышла замуж, работать по специальности запрещено, друзья не узнают. Съездив к отцу во Фрунзе, он селится в предгорьях Памира, работает бухгалтером на МТС. Здесь снова женится и радуется рождению сына. Но его счастье и радость не были полными. Лишь осенью 1956 г. пришла долгожданная свобода — полная реабилитация. Весной 1957 г. Б. А. Ручьев возвращается в Магнитогорск. «Я спасал свою (не жизнь), а душу только Магниткой».

В 1958 г., после двадцатилетнего перерыва, в Челябинском издательстве вышла книга избранных стихов поэта, а вслед за ней в издательстве «Советский писатель» (Москва) — сборник «Красное солнышко».

«Красное солнышко» — 9 стихотворений о пребывании Ручьева на Колыме в качестве заключенного. Несмотря на то, что они написаны в неволе, в них нет злобы и обиды. Стихи сдержанно рассказывают о тяготах лагерной жизни и в большей степени утверждают желание жить, несмотря ни на что. Есть в них и любовь и чувство признательности к женщине, воспоминание о которой помогало жить.

..Ты шла со мной
по горным перевалам,
по льдинам рек, с привала на привал.
Вела меня, когда я шел усталым,
и грела грудь, когда я замерзал...
...И пусть их, как назло, бушуют зимы, —
мне кажется я все переживу,
покуда ты в глазах неугасимо
и так близка мне в снах и наяву.

(«Когда бы мы, старея год от года...» из цикла «Красное солнышко»)

Поэма «Невидимка», также написанная на Севере, посвящена участникам партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.

В 1967 г. за книги «Красное солнышко», «Проводы Валентины» и поэму «Любава» Борису Ручьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького. «Любава» — наиболее полное и зрелое произведение о Магнитострое. Несмотря на то, что поэма создавалась не по горячим следам, а спустя годы, автор точно передал ощущения и настроения того времени: противостояние города и деревни, сплоченность рабочих в кризисных ситуациях, контроль со стороны государства за ходом строительства, авторитет коммунистов. О чем поэма? Возможно, просто о неудавшейся любви молодого Егора и Любавы, показанной на фоне строительства Магнитки, а может, о том, как меняется человек, его взгляды на жизнь, появляются новые интересы и приоритеты, как в новое время рождается новый человек.

У Бориса Ручьева была трудная жизнь, в ней были взлеты и падения встречи друзей и большие разочарования.

В 1998 г. распоряжением губернатора Челябинской области П. И. Сумина была учреждена литературная премия имени Б. Ручьева. Первыми лауреатами премии стали: поэты Валентин Сорокин, Римма Дышаленкова; Лидия Гальцева, профессор Челябинского государственного института культуры и искусств, литературовед, первый исследователь творчества Б. А. Ручьева.

В октябре 1993 г. в Магнитогорском государственном педагогическом институте состоялись III Ручьевские чтения. После десятилетнего перерыва кафедра русской литературы XX века и методики преподавания литературы возродила традицию проведения межвузовских научных конференций, заложенную еще в 1970-е гг. На конференциях представлены материалы о жизни и творчестве Б. Ручьева, раскрываются малоизвестные страницы его жизни. Эпиграфом к жизни и творчеству Б. А. Ручьева можно взять строки одного из его стихотворений:

..Как же так, всегда тебе по силе
все, что непосильно одному?
Как же ты такие годы прожил,
столько гор и речек пересек,
на героев вовсе не похожий,
очень не великий человек?..

(«На рассвете, проходя к забою...» из цикла «Красное солнышко»).