Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовМакаров К. М.
 
 

Макаров Ким Михайлович

Литература об авторе

Крохалева, Т. Н. Макаров Ким Михайлович / Т. Н. Крохалева // Литература России. Южный Урал [Текст]: хрестоматия: 5-9 класс / сост. Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева. — Челябинск: Взгляд, 2002. — С. 409-413.


Ким Макаров родился 11 января 1938 года в селе Покровске Орджоникидзевского района Якутской АССР. После окончания средней школы служил в морской авиации на Тихом океане. Демобилизовавшись, работал слесарем, токарем, фрезеровщиком, грузчиком, крановщиком, докером в порту.

Прошел большую жизненную школу. Затем учился на истфаке Омского пединститута, преподавал историю и обществоведение в вечерней школе. Первые его публикации появились в газетах и коллективных сборниках.

В 1980 году Ким Михайлович переехал в Челябинск. Работал на ЧТЗ. Занимался в студии «Светунец».

В 1982 году в альманахе «Каменный пояс» был опубликован рассказ Макарова «Журавлиный праздник». В 1990-м создал кооперативное издательство «Лад», которое выпустило много книг местных авторов.

Ким Макаров — прозаик и поэт, автор семи книг, три из которых — детские.

Он неоднократно печатался в журналах «Наш современник», «Дружба народов».

В 1996 году Ким Михайлович стал членом Союза писателей, возглавлял городскую писательскую организацию.

Он очень любит природу. Описывает ее с восхищением, как В. Распутин, В. Астафьев, В. Песков. Природа у Кима Макарова не существует сама по себе: она всюду сопровождает человека. Иногда картины природы очень лаконичны, как в рассказе «Свет мой»: «Две недели жара стояла, а тут вдруг дождик слепой сыпанул, жаворонки залились, ветерок проснулся». Все предельно четко, ясно и в то же время поэтично. И точно соответствует настроению героев, измаявшихся в траншеях во время войны.

Природа не просто умиротворяет, она заставляет восхищаться ею, мечтать. Нарисованная яркими красками, надолго остается в памяти читателей: «Над густыми высокими травами долгую ночь летит тонкая звень: динь-динь... Это кузнецы-кузнечики бьют серебряными молоточками по наковаленкам: куют росинки. Неутолимая веселая работа! Динь-динь-динь... До утра надо не одну тысячу успеть...

Утро. Восходит солнце, и кусты, травы — весь луг до окоема оживает трепетным мельканьем огоньков. Горит роса.

Я ложусь в траву и смотрю на росинку, что искрится у меня перед глазами. Из ее голубой таинственной глуби выплывают облака, кони, деревья... До чего же искусны ночные мастера! В хрустальной чистоте отковать, отшлифовать капельку солнца. Да так, чтоб весь мир уместился в малой малости... Утро чудное. Воздух густ и прян запахами воды, трав, цветов. На деревне поют петухи, мычат коровы, скрипит колодезный ворот...» («Родная земля»). Создается впечатление, что и ты лежишь на траве и все это видишь, ощущаешь, осязаешь. Точно заметил С. Коночкин в предисловии к книге «Танец стерха»: «К. Макаров природу не описывает, он ее рисует, как тонкий художник, аккуратными мазками, из которых складывается уже цельная картина, наполненная не только пейзажным видом, но зачастую еще и звуком — пением птиц, шелестом листвы, завыванием вьюги или, наоборот, тишиной». Герои произведений Кима Макарова словно слиты с окружающим миром. Так и в рассказе «Родная земля»: «Тетя Катя выходит из покосного шалаша, смотрит на небо, щурится от солнца, улыбается. Потом садится на корточки, проводит рукой по траве и умывается... росой».

Именно природа навевает сказки, легенды, которые рассказывают друг другу герои. Часто в них нет конца: автор заставляет читателей задуматься. Поэтому рассказы Кима Михайловича не только насыщены фольклором — они имеют глубокий философский смысл. Рассказ «Детство» заканчивается так: «Мир полон чудес и сказок». Природа наполнена у Макарова тайнами: «Летом брат косил траву на острове, а там — каждый знает — радуга живет. Днем дождик по острову прошел — радуга и проснулась, встала, погулять вышла: мир посмотреть и себя показать. Брату и любопытно: как радуга воду пьет, лицо свое девичье умывает... И еще хотелось ему в той купели искупаться, чтоб на всю жизнь счастливым быть» («Детство»).

Природа, люди, животные — все едино в рассказах Макарова. Наверное, все наши несчастья оттого, что порушили мы это единство, эту гармонию, разучились понимать животных так, как понимает их дед Егор в рассказе «Лошади»: «...всякая животина имеет свой разум и понимает человеческий язык. Гусь — умен, цену себе знает, а посему ходит важно, как генерал; свинья — с виду глупа, рыло длинное, лба нет, глазки пустые — свинец тяжелый, но память у нее хорошая — обидчика на всю жизнь запоминает...».

А лошади в рассказе тепло говорят о людях: «Умаялись бедовые. Хорошие мужики станутся...».

Рассказ «Глухариная поляна» автор заканчивает прекрасной картиной: «Совсем рассветлело. Растеклись голубые тени по снегу, порозовели березы, поголубели и позеленели ели. Все было так, как сто и тысячу лет назад: торжествовала жизнь, весна, любовь. Как и положено быть на Земле».

Каждому хочется верить, что так оно и будет. Но само собой ничего не случается, поэтому в рассказе «Лошади» автор говорит, что для этого «сердце должно быть чистым, без грехов, ласковым к человеку, к животине любой, к птахе вольной...».

С чистой душой, с чистыми руками, с чистым сердцем учит писатель входить в большой мир природы, людей, животных, учит хранить память о детстве, не растерять на жизненном пути чувство прекрасного, доброту, совесть.