Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовКлимов А. М.
 
 

Климов Анатолий Матвеевич

Тексты произведений

Мы из Игарки / сост. А. М. Климов; предисл. В. Г. Сержантова. — Челябинск: Книжное изд-во, 1987. — 198 с.: ил. — Книга написана пионерами Заполярья.


«ЗЕМЛЯ НЕЗНАЕМАЯ»

«На восточной стороне, за Югорской землею, над морем, живуть люди самоядь, зовомы Мангазеи, а ядь их мясо оленье, да рыба, да мок собой друг друга ядять...

...Сии ж люди не велики ростом, лица плосковидны, малы, но резвы вельми, стрельцы скоры и горазды, а ездять на оленях и на собаках, а платие носять соболие и оление, а товар их соболи...»

Так, мешая правду с небылицей, рассказывают летописцы в старинной рукописи о завоеванной русскими царями земле, лежащей между великими сибирскими реками Обью, Енисеем и Леной. Рукопись эта называется «О людях незнаемых в восточной стороне». В ней идет речь не только о «самояди», то есть о племенах, именующих себя ненцами, но и о многих других народах, живущих в снежных просторах Ямала и Таймыра. Народы эти кочевали со своими оленьими стадами по тундрам, промышляли песца и соболя и были единственными хозяевами своей немереной земли.

В конце XV века их землю «открыли» первые отряды русских завоевателей. В новые, богатые пушниной края устремились купцы, жадные к наживе, царский «казенный люд» и попы, которых посылали туда для обращения «язычников» в православную веру. Целые столетия грабили цари «звериную» землю. До самой нашей революции земля эта и люди, населяющие ее, почти не менялись. А если и были там какие-нибудь перемены, то не на радость местным людям. Отсюда вывозили «мягкую рухлядь» — драгоценные шкурки песца, лисицы, соболя, горностая,— а везли сюда недорогой товар: стеклянные бусы, иконы, мелкую домашнюю утварь, но чаще и больше всего — водку. Богатый край разорялся, жители вымирали.

О народах, затерянных в далеких тундрах, по-прежнему знали немного. Они кочевали по долинам рек, не отмеченных на картах, у них не было письменности, не было ни одной своей школы, ни одной больницы. Царская Россия брала с них дань, сибирские купцы обирали их и спаивали.

Теперь все это — в прошлом.

Советская власть сделала Север неузнаваемым. Она дала народам тайги и тундры национальные округа, советы, школы, больницы, создала для них письменность, помогла организовать оленеводческие, рыболовецкие и охотничьи колхозы, начала строить города. Во льдах полярных морей проложен Великий Северный морской путь. Больше сотни судов каждый год бороздят холодные воды этих морей. За одно короткое лето, за 70 дней, корабли успевают преодолеть льды и пройти расстояние в 6248 морских миль от Мурманска до Владивостока.

Великий Северный морской путь проходит через пять морей и несколько проливов. Моря эти — Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Вдоль всей нашей северной границы тянется этот великий водный путь.

Электрические маяки и радиомаяки на островах и по берегам проливов, наутофоны, гулко гудящие в тумаках, радиопеленгаторы полярных станций указывают дорогу кораблям.

В устьях многоводных сибирских рек — Оби, Енисея, Лены, Яны, Индигирки, Колымы — морские суда передают грузы речным пароходам, которые везут их в глубь материка.

Есть у нас теперь на сибирских реках такие порты, куда свободно заходят и крупные морские суда. Один из таких портов построен недавно на Енисее в 725 километрах от его устья. Это — Игарский порт. До того как Великий Северный морской путь превратился в нормально действующую водную магистраль, в Игарку заходило за одну навигацию десятка два пароходов. А в 1937 году Игарский порт принял свыше пятидесяти больших морских судов.

Так Северный морской путь связал между собою и со всем миром самые глухие и разобщенные окраины Сибири, богатые лесом, минералами, пушниной, рыбой.

Север оживает. В тундре, далеко за Полярным кругом, строятся огромные заводы и фабрики, прокладываются железные дороги, роются шахты, воздвигаются нефтяные промыслы и не по дням, а по часам растут города — «форпосты культуры на Крайнем Севере».

Наш город Игарка — один из таких форпостов.