Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовКапитонова Н. А.
 
 

Капитонова Надежда Анатольевна

Тексты произведений

Капитонова, Надежда Анатольевна По страницам радиопередач: Л. Н. Сейфуллина / Н. А. Капитонова // Исторические чтения. Вып. 10. — 2007. — С.383-407

ПО СТРАНИЦАМ РАДИОПЕРЕДАЧ

3. "Коренная Уралка" (О Лидии Николаевне Сейфуллиной)


Мне кажется, что мы в большом долгу перед Лидией Николаевной. Писательница, журналистка, общественная деятельница, актриса, учитель, библиотекарь... Она очень много сделала для развития культуры в нашем крае. Однако мы ее недооцениваем. Она достойна памяти, изучения, знания ее жизни и трудов.

Детские годы Сейфуллиной связаны с Южным Уралом. Самые активные годы Сейфуллиной прошли в Челябинске.

Родилась Лидия Николаевна 3 апреля 1889 года в казачьей станице Варламово (сейчас — это Чебаркульский район). Она с гордостью всегда говорила: "Я — коренная уралка". С детства запомнила она маленькую речку Увельку, прекрасный сосновый бор. Вспоминая о своих предках, она писала: "Личная моя судьба тесно связана с жизнью моего отца. Отец мой — татарин. Мой дед был плотником и проживал в селе Мамарыш Казанской губернии... Пожар. Сгорела не только дедова изба, но погибли в огне моя бабушка и тетка, сестра моею отца. Дед помешался в уме. Круглыми сиротами остались два мальчика. Младшего — моего отца — взял к себе на воспитание священник Ронинский". Отцу Сейфуллиной тогда было пять лет. Его крестили, дали имя Николай, а отчество — крестного отца, фамилию оставили деда. Так появился Николай Егорович Сейфуллин.

Приемный отец дал мальчику образование. Николай закончил учительскую семинарию в Казани, работал учителем татарского языка, переводчиком. Но когда умерла от скоротечной чахотки его невеста, он решил посвятить себя церкви. Для того чтобы стать священником, надо было жениться. Ему было безразлично, на ком жениться. Женился на молоденькой русской девушке из большой и бедной семьи. Брак оказался счастливым, но очень недолгим. Родились две дочери, старшая Лидия.

Когда Лиде было пять лет, в возрасте двадцати трех лет умерла мать. Николай Егорович в то время служил священником в Варламовском храме. Он был интеллигентным, честным, очень мягким и добрым человеком. После смерти жены он посвятил себя воспитанию дочерей.

Лидия Николаевна писала, что они "росли на руках двух неграмотных крестьянок (бабушка и нянька)". С детства слушали народные сказки и сказания. Читать и писать учили девочек отец и крестная мать. Семья была небогатой, не было ни коровы, ни лошади, зато была богатая духовная атмосфера. Николай Егорович любил играть на скрипке, слушать пение. Но особую роль в доме играла литература. Отец выписывал детям столичные журналы ("Задушевное слово", "Родник"...), покупал книги. Много читал детям наизусть. Пробовал писать сам. В молодости написал автобиографическую повесть "От мрака к свету", но был за это сурово наказан архиереем — не полагалось священнику писать светскую литературу. Николаю Егоровичу пришлось не раз менять место работы, жила семья и в Кустанае, и в Орске, и в Оренбурге, в городах и глухих деревнях.

Лидия получила начальное образование в церковно-приходской школе. В семь лет уже пыталась писать. Потом она училась в Оренбургском епархиальном училище, куда принимали дочерей священников. В училище еще долго хранили ее сочинения, как лучшие. Отец очень гордился своей дочкой, хорошо ее понимал, хотя характером Лидия была не в отца, смела, иногда слишком прямолинейна. Николай Егорович мечтал, чтобы его дочь стала писательницей. Но ее первой книги он не успел дождаться.

Старшие классы Лидия заканчивала в Омской женской гимназии. Там же появились ее первые статьи в газетах. После окончания гимназии она работала учительницей начальных классов.

Потом ее увлекла работа в театре, три сезона поездила с гастролями по стране: Вильно (Вильнюс), Ташкент, Владикавказ... В театральных афишах она числилась Нелидовой. Играла детей и комических старух. Она была маленького роста с большими темными глазами, как будто создана, чтобы играть детей. В 1908 году она заболела и в театр уже не вернулась. До революции Лидия Николаевна кочевала по глухим уральским и мордовским селам, учила грамоте детей и взрослых, создавала сельские библиотеки-читальни. Деревенские бабы тогда о ней говорили: "Собой маленька да немудрященька, а башкой мозговита". Перед революцией она работала в селе под Оренбургом, революцию встретила в Орске. В партию не вступала, но была целиком на стороне революции.

Челябинский период в жизни Сейфуллиной

В марте 1919 года, Лидия Николаевна с мужем — писателем Валерианом Правдухиным приезжает из Оренбурга в Челябинск. Поселяются в доме купцов Шиховых, у которых было несколько домов по улице Большой (Цвиллинга). Один из этих домов сохранился. На старом двухэтажном наполовину деревянном доме (Цвиллинга, 18) мемориальная доска, но не Сейфуллиной, а Цвиллингу, который жил в этом доме в 1917 году. Точных документов нет, в каком из домов Шиховых жила Лидия Николаевна, может быть именно в этом?

Страшно представить, каково тогда было жить в Челябинске. Гражданская война, разруха, голод (хлеба выдавали по 5 фунтов в месяц), холод, тиф, холера. "Непредставимый в своей жестокой фантастике быт", — писала Лидия Николаевна. Но они с мужем были молоды, энергичны. Оба — блестящие организаторы. Поле их работы — культура и просвещение. Оба работали в Челябинском Губнаробразе. Сейфуллина была инструктором по внешкольному образованию, Правдухин — заведующим внешкольным подотделом. Оба читали лекции: она больше о русском языке, Правдухин — о русской литературе. Однажды он рассказывал челябинцам о "Фаусте" Гете. Лекция оказалась такой интересной, что ему пришлось четыре раза ее повторять. Лекции проходили в помещении Народного дома (ныне ТЮЗ), в городских клубах. И Сейфуллина, и Правдухин были активными журналистами областной газеты "Советская правда" (теперь "Челябинский рабочий").

Сейфуллина — библиотекарь

Правдухин называл жену "заядлой книжницей". Особую роль сыграла Лидия Николаевна в развитии библиотечного дела у нас в области. Она заведовала городской челябинской библиотекой, возглавляла библиотечную секцию в областном управлении народного образования. За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев она создала больше двадцати библиотек!

Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках. Закупала в Москве книги для челябинских библиотек, собирала конфискованные у богатых, брошенные книги и распределяла их по библиотекам.

Особое внимание она уделяла библиотечной работе с детьми. Лидия Николаевна часто "уходила в детский отдел библиотеки, где весь день крутились стаи юных читателей". В 1919 году в Челябинске был съезд по внешкольному образованию. Лидия Николаевна выступила на нем с рассказом о работе с детьми, разыграла в лицах "Синюю птицу". В 1920-м в Челябинском педагогическом техникуме читала лекции о роли рассказывания детям, детском чтении, методах привлечения к чтению книг. Свои статьи о библиотечном деле она подписывала: "Библиотекарь". Одну из своих статей она назвала "Не будем могильщиками культуры", в ней речь шла о том, чтобы люди не вырывали на курево страниц из книг. Лидия Николаевна не раз бывала в Москве, на учебе, на совещаниях, была знакома с Н. К. Крупской. Еще в 1917 году Оренбургская земская управа посылала Сейфуллину на 3-месячные библиотечные курсы (университет Шанявского). Где только было возможно, она выступала в защиту городских, сельских, а особенно детских библиотек. В 1920 году на Всероссийском совещании по внешкольному образованию горячо доказывала необходимость создания детских библиотек.

Удивительно, когда только она все успевала. Днем в библиотеке, вечером в театре. Иногда приходилось ночевать в библиотеке или театре. А еще и лекции, и журналистская работа!

Сейфуллина — драматург и актриса

Но Лидию Николаевну можно назвать не только библиотекарем, но и основателем детского театра в Челябинске. Тогда здравомыслящие люди в Челябинске понимали, что при очень низкой грамотности детей им доступнее театральное искусство. В стране еще не было детских театров, не было детского репертуара. К "Неделе ребенка" в Челябинске был объявлен конкурс на детскую пьесу. Сейфуллина написала пьесу "Егоркина жизнь" и получила первую премию. К сожалению, текст пьесы не сохранился. Принял участие в конкурсе и Правдухин. Его пьеса "Новый учитель" тоже получила премию. Что тогда представляла собой премия? Лидия Николаевна получила баранину и папиросы, а Правдухин — пуд муки и три фунта масла.

Авторы пьес сами в этих пьесах и играли. Играли в Народном доме, в театре на острове. Что за театр на острове? Старожилы его помнят. Находился он на так называемом саде-острове, на повороте реки Миасс рядом с цирком. Тогда сад-остров был популярным местом отдыха, а сейчас совершенно заброшен. Все школьники города посмотрели эти спектакли. Ставились они и в губернии.

Кроме того, Лидия Николаевна писала сценарии по русским народным сказкам, по зарубежным сказкам, хотя в стране тогда сказки преследовались. Она создала сценарий "Синей птицы" Метерлинка для детского самодеятельного театра.

Сейфуллина писала статьи о театре ("О детском театре" и др.), многое сделала для становления детского театра в Челябинске и области.

Невозможно не процитировать строчки из воспоминаний о Сейфуллиной нашего земляка Юрия Николаевича Либединского. Он вспоминает инсценировку по сказке "Мальчик с пальчик" (приблизительно в Новый 1921 год): "Детей было множество. Большой зал Народного дома в Челябинске, наверное, никогда не видел столь крикливой, восторженной аудитории, — это были дети городской бедноты, пришедшие из привокзального поселка Порт-Артур, из хибарок заречной стороны... Сидели в этом нетопленом зале и с замиранием сердца следили за похождениями отважного малютки, который то выручал своих неуклюжих, огромных братьев, роли которых исполняли самые рослые актеры, то спасал своих престарелых отца и мать, то ловко обманывал хитрую Бабу-ягу... Но откуда достали такого мальчика, который действительно ростом был под стать аудитории, прыгал, как мячик, голос звонкий, а глаза необыкновенные — огромные, добрые, умные, они так и летали по аудитории, словно освещая ее... В этой маленькой и ловкой, худощавой фигурке, казалось, не было ничего женского — мальчишка, и все тут. Но глаза выдавали, нетрудно было догадаться, что эту роль играет талантливая актриса.

Это вовсе не была профессиональная актриса, это была молоденькая учительница Лидия Николаевна Сейфуллина".

Юрий Либединский не совсем точен, Сейфуллину можно считать профессиональной актрисой, об этом говорит ее театральный дореволюционный опыт и опыт работы в Челябинске. Здесь она сыграла около двадцати ролей! Играла Сережу в "Анне Карениной"... И молоденькой в ее тридцать лет уже трудно было назвать. А в остальном Либединский абсолютно прав. И спасибо ему за оставленные нам воспоминания!

Сейфуллина была не просто актрисой, но и прекрасной рассказчицей. У нее был безукоризненный вкус и верность классической литературе. Она часто выступала перед взрослыми и детьми с рассказами по книгам "Овод", "Тарас Бульба", "Спартак"... Писала статьи, где с горечью говорила о том, что традиция рассказывания забывается ("Забытое искусство"). В городской библиотеке Лидия Николаевна организовала секцию рассказчиков и импровизаторов. Это искусство и сегодня нуждается в поддержке. И сегодня эти работы Сейуллиной актуальны.

"Правонарушители"

Одно время в Челябинске Сейфуллина работала секретарем уполномоченного ВЦИК "по улучшению жизни детей в Челябинской области", в отделе по борьбе с беспризорничеством. Но и до этой работы Сейфуллина не могла спокойно смотреть на сотни голодных, замерзающих детей. Не раз бывала в детприемнике, который размещался в Одигитриевском монастыре (теперь на этом месте гостиница "Южный Урал").

В 1920 году была организована первая на Урале сельскохозяйственная трудовая колония для беспризорных детей на окраине поселка Тургояк. Лидия Николаевна помогала в организации этой колонии. Потом она с мужем почти месяц жила в колонии, ходила с детьми в походы, много им рассказывала, ставила с ними спектакли.

Осенью 1921 года Валериана Правдухина направили в Новосибирск руководить государственным издательством. И там Лидия Николаевна с головой окунулась в работу. Был создан журнал "Сибирские огни". В 1922 году в первом номере журнала Лидия Николаевна печатает свое первое художественное произведение "Четыре главы" (о четырех периодах жизни актрисы Анны). А уже во втором номере — повесть "Правонарушители". В его основе история Челябинской детской трудовой колонии. Главный герой — Гришка Песков (у Гришкя был реальный прототип). Мальчишка 14 лет, отец умер от тифа, мать бросила сына. Гришка прошел "огонь, воду", он вор, грубиян, но сохранил чистоту души, остался романтиком. Попал в колонию. Колонии повезло, был хороший директор — Мартынов (Сергей Петрович Михайлов). Не специалист, но любитель природы, труженик, любящий детей, мечтающий сделать из них настоящих людей. Дети поверили ему, полюбили. Колония, действительно, исправляла людей, делала их жизнь другой, разумной.

"Правонарушители" была первой в стране книгой о беспризорниках. Еще не было "Республики Шкид", "Педагогической поэмы". Сейфуллина первой в литературе XX века взглянула на беспризорность, как на большую и очень важную проблему. Макаренко высоко ценил "Правонарушителей": "...он (рассказ) сыграл очень важную роль, гораздо более важную, чем "Педагогическая поэма". Почему? Потому что в этом рассказе впервые, и довольно неожиданно и смело, были высказаны истины о правонарушителях, составляющие аксиому"...

Сейфуллина позже признавалась, что писала "Правонарушителей" "с веселой душой, сразу, как никогда уже больше написать не могла и не смогу. Он (рассказ) написался невольно, как поется, когда хочется петь"... "Он пожизненно закрепил меня в писательство", "В моем небогатом вкладе в советскую беллетристику я считаю его самым ценным".

"Правонарушители" оказались самым читаемым детьми и взрослыми произведением в послереволюционной России, как и "Неделя" Юрия Либединского, напечатанная в это же время. Оно было востребовано временем. Его издавали большими тиражами в Москве и Новосибирске, переводили на иностранные языки. На Урале и в Сибири книгу ввели в школьные программы, рассылали по городам и районам вместе с инструкцией по борьбе с беспризорничеством. В 1933 году фашисты в Германии сжигали в кострах и эту книгу. И сегодня многое из этой книги Сейфуллиной актуально. И сегодня проблема беспризорничества остра, в стране все больше детских домов и приютов. Только нет острых и правдивых сегодняшних произведений об этой проблеме.

Детская колония в Тургояке просуществовала до 1924 года. Тех старых домиков, где она была, не сохранилось. На месте колонии двухэтажное здание, где разместился детский дом для глухих и слабослышащих детей. К столетию Лидии Николаевны миасские книголюбы установили на этом доме мемориальную доску, посвященную писательнице.

Уехав из Челябинска, Лидия Николаевна не рассталась с Уралом. Она не раз приезжала с мужем в наши края. Правдухин тогда собирал материал для романа "Яик уходит в море". Он был заядлым охотником и рыболовом. Почти ежегодно они ходили в походы по реке Урал, сплавлялись на лодках. С тех пор Лидия Николаевна особенно полюбила нашу природу, знала ее.

Некоторые повести и рассказы Сейфуллиной написаны на наших материалах: "Александр Македонский" (прототип героя повести — отец челябинской революционерки Риты Костяновской), "Поневоле" (описан Тургояк), "Юный коммунист" и "Мужицкий сказ о Ленине" (место действия — села Кузино и Карагай Верхнеуральского района)... За сравнительно короткий срок в Челябинске Сейфуллина собрала столько материала, что ей хватило его на несколько книг. Она писала скупо, сдержанно, просто, но за лаконичными строчками — целая эпоха. В ее сочинениях сочеталась жестокая правдивость и вера в победу справедливости. "Меня сделала писателем сама жизнь", — говорила Лидия Николаевна. В 1922 году Сейфуллина написала повесть "Перегной". Повесть о том, как темная, забитая деревня встретила революцию, гражданскую войну. Читать книгу было тяжело, она заканчивается кровавой драмой, но на нее в библиотеках записывались в очередь. Удивительно, как в один год Лидия Николаевна сумела написать три разные, большие повести: "Четыре главы", "Правонарушители" и "Перегной", которые сделали Сейфуллину знаменитой.

Московский период в жизни Сейфуллиной

В 1923 году Сейфуллина с мужем переезжают в Москву, поселяются в доме брата Валериана Правдухина. Эта квартира на Басманной скоро стала маленьким литературным клубом, где бывали Есенин, Бабель, Шолохов.

Лидия Николаевна много работает. В 1924 году выходит ее знаменитая повесть "Виринея". Действие происходит в степной южноуральской деревне. Виринея — деревенская Кармен с сильным характером, бунтарской душой, достоинством. Совершенно неповторим язык повести. Повесть вскоре стала пьесой. Ее играли во МХАТе, потом в театре Вахтангова.

Вместе с этим театром Сейфуллина выезжает за границу, едет в Варшаву, Берлин, Париж. В Праге ставится "Виринея". В Берлине Сейфуллина подружилась с Маяковским, выступала с ним и в Париже. Маяковский называл Лидию Николаевну Сейфуллиной. На них интересно было смотреть: очень высокий Маяковский и рядом маленькая (она была ему по локоть) Сейфуллина.

А "Виринея" стала не только пьесой, но и оперой, и фильмом (1969), где ее играла Людмила Чурсина.

К 1925 году к Лидии Николаевне пришла большая литературная слава. Выходят подряд трехтомное собрание сочинений, потом пятитомное, шеститомное. Выходят отдельные произведения. Но жизнь писательницы становится все сложнее... Жизнь все дальше уходит от тех идеалов, которым верила писательница. В конце 20-х, начале 30-х годов наступает творческий кризис. Лидия Николаевна называет это время "черным периодом". Болезни, операция, бытовые трудности. Провал ее пьесы "Попутчики". Все больше требовательности к себе. Начала большую повесть "Страна". Написала шесть глав, забраковала. Получился из огромного материала всего один рассказ "Таня" (напечатан в 1934 году в "Новом мире"). Это был один из лучших ее рассказов, в котором она впервые заговорила о репрессиях.

Лидия Николаевна уехала в Ленинград, год работала на заводе у станка, руководила рабочим литературным кружком. Но изменить себя в творчестве не могла. "Меня много раз чистили, чистят... почему у меня нет произведения о социалистическом строительстве... упрекают, что я не желаю видеть наших успехов...". Ей предлагали писать о заводах, а ей было ближе крестьянство. Эти "чистки" трудно дались писательнице. Вот как пишет в своих дневниках за 1932 год Чуковский о Сейфуллиной, которую он хорошо знал: "по ее словам, всю зиму она страшно пила и пьяная ходила на заседания и всякий раз скрывала, надо на это было много сил...". Она много курила. Сейфуллину мучили сердечные приступы. Валериан Павлович был при ней неотлучно). "Лицо у нее остекленелое, глаза мертвые".

Но в этом же году Лидия Николаевна получает с мужем квартиру в писательском доме на углу Тверской и проезда Художественного театра (Камергерский переулок). В этом доме живут Светлов, Багрицкий, Олеша, Шагинян... Опять Сейфуллина окружена людьми, опять в гуще событий. Теперь на писательском доме несколько мемориальных досок. На одной из них имя Лидии Николаевны Сейфуллиной.

В начале 30-х годов она ездила с выступлениями в Свердловск, бывала в Магнитогорске. Пишет трудно и мало. Но, несмотря на это, в 1934 году на первом Всесоюзном съезде писателей ее избирают членом правления Союза писателей. Ей приходится вести большую организационную работу.

В 1936 году государство пожизненно выделяет ей дачу в Переделкино по соседству с дачей Фадеева. В Переделкино она подружилась с Чуковским, Пастернаком, Либединским, Фадеевым.. Но наступил 1937 год, ночью на даче арестовали Правдухина. Это был для Лидии Николаевны страшный удар. Мужа она больше никогда не увидела. Он был расстрелян, и только в 1956 году реабилитирован посмертно. Чудом она сама тогда не была сослана, ее старые произведения перестали издавать, а на новые у нее не было сил. И вдруг в 1939 году ее награждают орденом Трудового Красного Знамени.

В начале войны Лидия Николаевна просилась на фронт. Не пустили. Работала на радио. В 1942 году добилась командировки на Западный фронт в госпитали, чтобы писать о фронтовом труде медицинских работников. Была военным корреспондентом, составила сборник статей о гвардейцах, была награждена гвардейским значком. Солдаты называли ее "Гвардии мамаша". "Для меня это самое дорогое в жизни, самое ласковое имя".

По возвращении в Москву пишет очерки, статьи, ведет радиопередачи. В первую холодную и голодную военную зиму Союз писателей отметил двадцатилетие ее литературной работы. Лидия Николаевна была очень растрогана вниманием писателей, общественных организаций, читателей. Во время войны вышел ее сборник избранных произведений. Она много работает в комиссии по приему в Союз писателей. Завалена рукописями. Пишет повесть "На своей земле" о героине-партизанке Лизе Чайкиной. Но еще до этого у нее был очерк "Сережа Воронцов" о мальчике-партизане. И тут она была первооткрывателем. Еще не было "Сына полка" Катаева, "Улицы младшего сына" Кассиля и Поляновского. В 1943 году в Детгизе выходит ее книга "Зеленые ленточки" о судьбе юной участницы войны Веры Крыловой, которую тогда хорошо знали дети.

После войны Лидия Николаевна много работает с молодыми писателями, пишет рецензии на новые книги опытных авторов. А ее собственных работ почти не выходит. Долго работала, переделывала пьесу "Сын", но она так и не была поставлена в театре. Скрашивает жизнь Лидии Николаевны семья ее сестры Зои Николаевны, которую она еще до войны позвала к себе из Оренбурга. Внуки Зои Николаевны называли Лидию Николаевну бабушкой. Особенное влияние оказала Сейфуллина на любимого старшего "внука" Левушку — Льва Шилова. Он закончил филфак МГУ, много лет занимался восстановлением записей голосов давно ушедших писателей: Льва Толстого, Блока, Чуковского, Ахматовой, Есенина. Шилов написал книгу "Голоса, зазвучавшие вновь". Собрал редкую фонотеку. В последние годы Лев Шилов был директором Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкино. Умер в 2004 году. Многое сделал для сохранения музея, для пропаганды творчества писателей, живших в Переделкино, вел передачи по телевидению. Он оказался достойным продолжателем дела своей бабушки Лидии Николаевны.

Сейфуллина ушла из жизни 25 апреля 1954 года. Похоронена на Введенском кладбище Москвы. Рядом с нею позже был похоронен знаменитый рассказчик Ираклий Андроников, который написал предисловие к ее четырехтомнику (1968).

Когда умерла Лидия Николаевна, Фадеев лежал в больнице. Он прислал телеграмму, где написал: "Мне лично она всегда была дорога как человек кристальной чистоты, прямоты, как чудесный товарищ, как учитель, поддержавший мои первые шаги в литературе".

Горький назвал ее когда-то "человечицей, влюбленной в литературу". Ее многие любили, уважали, побаивались ее прямоты. Она была смелым человеком. Когда в 1932 году готовился первый съезд писателей, ведущих писателей собрали на квартире у Горького. Приехал Сталин. Только что закрыли РАПП (ассоциацию пролетарских писателей), но навязывали писателям тех же руководителей. Сейфуллина сидела напротив Сталина и вдруг громко и четко ему сказала: "Что же, Иосиф Виссарионович, получается? Только что вы нас освободили от рапповской опеки и теперь хотите опять на писателей хомут надеть?". Это было как разорвавшаяся бомба. А в 1946 году она защищала Ахматову и Зощенко, хотя это было очень опасно.

В 1924 году Луначарский назвал семь писателей, с которых начиналась советская литература. Из них четыре — наши земляки: Юрий Либединский, Георгий Никифоров, Валериан Правдухин и Лидия Сейфуллина. Лидию Николаевну Луначарский называл "Знаменитой нашей уралкой". У многих писателей того времени оказалась общая судьба. Никифоров и Правдухин были репрессированы. У остальных первые книги были написаны в молодости, когда авторы были романтиками. Был яркий взлет, известность. Потом начались неудачи, разочарование, не та жизнь, о которой они мечтали. Не было того душевного подъема, книги плохо писались. Так случилось с Либединским, Фадеевым, Сейфуллиной...

Нельзя сказать, что о Сейфуллиной в Челябинске не пишут. Писали А. Шмаков, А. Лазарев, Л. Гальцева, А. Казаков, М. Фонотов... Но все это статьи в периодической печати, не всегда сегодня доступные. Нет музея в селе Варламове в доме, где она жила. Нет ни одной мемориальной доски, посвященной ей, в Челябинске, где она так много сделала. Есть в городе улица имени Правдухина, но нет улицы Сейфуллиной. Была библиотека ее имени и та это имя потеряла при централизации библиотек. Есть ее книги в библиотеках. Должна быть и память, достойная нашей талантливой землячки.

Современник и друг Сейфуллиной Юрий Либединский любил повторять: "Варварство заключается не обязательно в том, чтобы разрушать культурные ценности, но также и в том, чтобы о них забывать".