Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовГребеньков Ю. К.
 
 

Гребеньков Юрий Киприянович

Литература об авторе

Морозов, Анатолий Иванович. Музыка сказового слова // Годы, вы как чуткие струны / А. И. Морозов. — Челябинск, 1996. — С. 28-29.

В малых городах России в каждом своя "изюминка". Где-то героическая история, где-то природные красоты, где-то ремесло, прославившее в веках.

У Кыштыма, слава Богу, есть все: историческая родословная, природная красота (недаром зарубежные гости называют его окрестности Уральской Швейцарией!), ремеслом по железу и камню кыштымских мастеровых тоже не обошла судьба. И все же есть одна кладовая драгоценностей, которая и делает Кыштым городом особенным. Эта кладовая — творческое наследие писателя, поэта, сказителя Юрия Киприяновича Гребенькова. Удивительный талант был у человека: собирать самоцветные уральские слова, запоминать от старожилов легенды, предания, многие из которых под его вдумчивой и бережной огранкой превратились в сказы о старом Кыштыме. Книга сказов "Тайна горы Сугомак" и есть главная кыштымская "изюминка", отведать которую едут люди со всех концов Земли.

У Сугомакской пещеры, воспетой Гребеньковым в своих произведениях, в старые годы всегда кучковался народ. Хороводы водили, помочи справляли, маевки, а теперь вот стали эти места театром под открытым небом. Здесь снят телефильм "Уральские сказы" (режиссер А. Нахтигаль), в котором певцы, актеры кыштымского фольклорного хора приоткрыли одну из сказовых тайн драгоценной шкатулки безвременно ушедшего из жизни Мастера слова.

— Из Сугомакской пещеры, — говорил Юрий Киприянович, — кыштымцы прямо к горе Магнитной выходили и владения Моховушки. хранительницы недр, видели. Да только не один Данила-мастер зарок о молчании давал. И то верно: растрезвонь встречному-поперечному — какая уж тут тайна?

После фильма весь Урал, почитай, к Сугомакской пещере съехался в том театре игрища играть, хороводы водить. Вслед за кыштымцами. шаг в шаг гости, по команде хореографа Геннадия Клыкова так ладно и красиво пошли! Просто сказка: все пригорки, деревья ожили! Они наши хороводы приняли и украсили... Теперь вот не только россияне, но и гости из дальних стран к Сугомаку дорогу знают. К Морозову из Германии супруги Видмер приезжали, Мануэли и Михель. Пещеру осмотрели, из родника "Марьины слезы" воды испили. Хвалили красоты. Из других стран едут и едут.

— Молва о добром деле впереди нас на тройке скачет! — сказал бы Юрий Киприянович, — будь он рядом, — когда-то наша земля Беловодьем называлась. Чудь-племя на Урале проживало, не слыхали? Юрий Киприянович рассказывал о тех местах, где по преданию космические пришельцы приземлялись, откуда в обратную дорогу собирались. А заканчивал рассказ стихами "Беловодье", которые в этой книге опубликованы.

Я все думаю, а не повстречайся мне в жизни Юрий Гребеньков. насколько беднее был бы я как работник культуры, просто как человек... Он умел видеть ту неброскую, но талантливую красоту.

— Откуда он, этот мастер слова?— часто спрашивают меня люди.

— Свой, кыштымский,— отвечаю, — детдомовец военной поры, мальчишка с добрым сердцем и наблюдательным взглядом серых глаз. От старожилов Кыштыма — его знание истории, от любителей рассказывать бывальщину — неповторимые самоцветные слова, образы народных героев, воспетых в песнях, прославленных в легендах.

Уже будучи автором нескольких книг, он оставался скромным слушателем, когда говорил народ. Разбирая архив писателя, постоянно набегаешь взглядом на разрозненные образные фразы, которые со временем могли стать сюжетами для сказов, строчками новых стихов. Из этих обрывочных страничек сложился цикл стихов, которые я предлагаю читателю. Это никогда не публиковавшиеся стихи и, что самое, на мой взгляд, главное — это хорошие стихи!

Начинается цикл стихотворением "Мудрая дедова фраза" о том, как будущий писатель постигал поэтику слова, созвучного человеческим характерам, страстям жизни, голосу добрых сил Матери-Земли. А завершается цикл заглавным стихотворением "Беловодье", которое стало откровением на фестивале П. П. Бажова, где наш сказитель, словно первопроходец, своим мудрым посохом указывал путь.

У нас с Юрой были братские отношения. Я любил, когда он приходил в гости. Это был праздник! Как пролетело время за разговором! Он был удивительный рассказчик, чтец, аналитик и слушатель! Мы никогда не зажигали свет. Сумерничали. Нам казалось, что подобная обстановка оберегала нашу беседу, не давала каким-то внешним эффектам вспугнуть мысль.

— Мысль, что птица, — говорил Юра, — вспугнули, улетит. И уж той задушевности, какая была, не воротишь.

Как теперь мне не хватает этих бесед!.. Ничто их не в состоянии заменить. Юра хорошо чувствовал музыку. Ему я не боялся показать обработки песен-иллюстраций для его сказов. Он иногда уточнял литературные тонкости, говорил, что лучше соответствует духу сказа.

— Правда нужна! А красивость — дело второе! — говорил он.

— Правда не за темп, кто больше, кто громче. Она с теми, кто глубже мыслит! — Эти слова любимого писателя В. Распутина Юра очень любил повторять.

Юра был из тех рассказчиков, у кого камни говорят, ивы тоскуют, а женщины становятся то речкой говорливой, то осинкой в цветастом платочке... Он всегда говорил эти слова:

— У человека должно быть 4 корня: земля, язык, история, культура.

И удивительно соответствовал этому образу. Обо всех окрестностях Кыштыма знал уйму всякой всячины и рассказывал языком цветистым, но неброским.

— Слово — что камень, брось в него — больно сделаешь, — говорил он. История края, освоение земель, демидовские подробности, секреты подземелий Белого дома — это были его тайны, открытые в рассказах для тех, кто любит свою малую родину.

Он был дружен с одаренным поэтом Алексеем Еранцевым, в детстве встречался с писателем Евгением Федоровым, когда тот приезжал работать над "Кыштымским Зверем", был знаком со сказительницей Серафимой Власовой.

Его стихи всегда привлекали внимание музыкантов. Были песни с Владимиром Акимовым, лучшая — о городе Касли.

Юра всегда помогал самодеятельным авторам. Так родилась самодеятельная песня гармониста Сергея Бурдеева "Я люблю Кыштым".

Подружился поэт с курганцем Юрием Гавриловым. Для начала принес народную сцену "Маланьюшка", записанную от жителя деревни Воскресенка Павла Степановича Беспалова. На удивление быстро композитор написал музыку. И в телефильме "Уральские сказы" вся сцена вошла иллюстрацией к сказу Серафимы Власовой "Маланьин спор".

Потом были песни "Тайгиночка". "Наташа". "Я тебе пропою про любовь", которые и сегодня пользуются успехом у публики.

"Оду кыштымским гармонистам" положил на музыку камышловский композитор Владимир Савин.

— Удивительно песенные стихи! — писал он в своем письме. Премьера песни состоялась на Бенефисе хора, посвященном его 10-летию. Увы, Юрий Киприянович Гребеньков не смог быть там. Болезнь наносила ему последние удары...

...Певцы хора собираются вместе в день рождения поэта 20 июня. Читают его стихи, поют его песни. В них он остается с нами: живой, красивый, близкий нам человек.