главная • для школьников 5-9 классов • Гребеньков Ю. К. | ||||
Гребеньков Юрий КиприяновичЛитература об автореЕкимова, Татьяна Григорьевна (Озерск, МУК "ЦСДШБ") Золотыми тропами легенд: обзор-экскурсия Обзор-экскурсия «Золотыми тропами легенд» по творчеству Ю. К. Гребенькова «Кыштым», с этого сказа начинается сборник сказов Ю. К. Гребенькова. С этого мы и начинаем свой обзор–экскурсию, "золотыми тропами легенд" пройдем по нашему краю. Город Кыштым лежит у подножия двух гор Сугомак и Егоза, что величественно возвышаются на западной стороне. И гора Сугомак ровно на колечко башкирской камчи ниже горы Егоза. Через весь город льет воды речка Кыштымка в переводе с башкирского «затишье», а образуют ее струи еще две горные речки Сугомак с Егозой, только имя речки с горой люди переименовали, ласковым словом зовут Егоза, Егозинка, Егозиночка. Лишь чуть-чуть погрешил сказитель в географии, но на то это и сказы. Речку Кыштымку образуют две речки Большой и Малый Кыштым. Но реки Егоза и Сугомак действительно есть. Потому что когда-то одновременно родились в соседних башкирских племенах мальчик и девочка. И дали родители имя мальчику Сугомак, что означает «Горная тропа». Девочка получила имя Егоза, что переводится «своенравная, рослая, быстрая». Однажды встретились они на степном просторе и полюбили друг друга. Но жениха с невестой должен был назвать мужем и женой великий Той праздник, на который собирались все кочевые народы Урала. Но оказалось, что джигит Сугомак на колечко камчи ниже ростом невесты Егозы. Той решил, если обойдет низкорослый жених на скачках лошадь невесты быть свадьбе. Иначе сам дух Уральских гор будет смеяться над неравной супружеской парой. Но не удалось Сугомаку догнать невесту. Там, где упал обессиленный джигит, образовались гора и глубокое красивое озеро Сугомак. Своенравная, быстрая Егоза в речку превратилась. Встретились, перемешались их воды в безымянной в ту пору речке Кыштым, что означает «мир спорщиков, затишье». Речку люди русские переименовали на свой лад и зовут «Егоза, Егозинка, Егозиночка». А край наш зовут золотым краем. С западной и восточной стороны есть золотые россыпи. А сами горы сложены из известковых и мраморных пород. Наверное, в ледниковый период могучие ледяные потоки промыли в горе Сугомак пещеру, что зовется Сугомакской. Поляна перед горой была выше подножия горы, и вода шла потоком не в озеро Сугомак, а под гору, вымывая пещеру. Но так ли это было? «Я лично собственные варианты имею», говорил Ю. К. Гребеньков и поведал нам свои сказы «Сугомакская пещера» и «Тайна горы Сугомак». «На каменной земле Уральской в древнем краю кыштымском одна легенда перед другой крутыми горками вырастает. Которая из них правдивей и привлекательней выбирайте-ка сами». В «Сугомакской пещере» речь о тех временах, когда кыштымские горы Сугомак с Егозой не каменными громадами стояли, а живыми людьми были. Дружно жили влюбленные друг в друга Сугомак и Егоза. Но задумала их разлучить нечистая сила Липиниха. Выползла из своей норы-логова, что за болотами, на горку каменную. Поэтому горку и разъезд вблизи Каслинского моста, что держат шоссейную дорогу над железнодорожным полотном, и в наши дни Липинихой зовут. Худое дело не хитрое. У подножья Сугомака та мраморная горка возвышалась. Здесь впоследствии маленький поселок избы раскинул. Люди поселок Известком назвали. С клубами рассветного тумана змеей проскальзывала Липиниха на мраморную горку. Весь день голышом перед глазами Сугомака вертелась. Телесной красотой его соблазняла. Стала Егоза в неверности Сугомака обвинять. Вспыхнули между Сугомаком и Егозой ссоры. Долго терпел Сугомак. Потом схватил он подвернувшийся под руку камень, запустил в Липиниху. Загудели Уральские горы. Большие озера выплеснулись из берегов, образуя озера малые, речки новые. Ветровым вихрем сдуло Липиниху в нору земляную, за пять озер иль болот Галицких. С грохотом рухнул камень на гору мраморную. Огромную брешь в земле пробил. Люди эту брешь Сугомакской пещерой зовут. Если войдешь в пещеру, там два грота. А раньше, повествует Гребеньков в сказе «Тайна горы Сугомак», пещера как один зал была. В той пещере подземных богатств видимо-невидимо. Золотые самородки, камни драгоценные, кристаллы хрустальные. Хранителем богатств был богатырь Сугомак. Однажды наказал он за жестокость заводского надзирателя Фильку Фитиля. Тот по-страшному над работным людом издевался, да убил из самопала красавицу Настеньку за то, что отказалась замуж за него пойти. «Запечалился Сугомак и поныне плачет. Видно крепко он любил Настеньку. Слезы его капают с потолка пещеры. Здесь, у Сугомакской пещеры, любимое место отдыха кыштымцев поляна, которую у нас зовут Марьиной. Здесь другой сказ. Очень красивы здешние места. Кругом цепь гор: Щербаковская, Острая, Теплая, Осиновая, Слюдяная. Внизу Гладкое болото, ныне рукотворный пруд, долина ручья Б. Кыштым. Здесь, на Слюдоруднике и был «Погляделкин ключ», ныне он скрыт водой пруда. Здесь ягодные и гpибныe места. Хорошо здесь сделать остановку. На второй день автобусом возвращаемся в Кыштым и идем маршрутом «Иртяшская легенда», «Незапятнанные ручейки», «Самородок счастья» от вокзала. В 200-х метрах на запад есть пешеходный мост переход через ж/д пути. С моста, если посмотреть влево, видны Сугомак гора с Егозой, а впереди Борзовочные горы. С вокзала на автобусе, таком как наш, туристическом, можно добраться до Озера Травакуль. Здесь, на базе отдыха медеэлектролитного завода теперь мы находимся. С турбазы первый выход давайте сделаем к устью Мареевой речки, что впадает в озеро Травакуль. В благодатную летнюю пору чуден наш каменный край, щедр на солнце и синеву озерную. В это время гранитные камни цвета и одеты. Нарядна Травакульская Сайма. Встанешь к воде лицом и видишь, как Мареева речка изумруд в озеро вливает. А вот и высокая горка, где Змеят (из сказа «Ужот и Змеят») выпила кровь родного брата Ужота. Где отец ее, Сартабан, и брат, увидев эту трагедию, бросились вниз в разные стороны. И там, где они упали, образовались два озера Большой и Малый Сартабан. A вот и кошачья елань. Раньше-то здесь была светлая горка, раза в два больше Горелой. Одна сторона Светлой горки опускалась прямо к тому месту, где сейчас Mapeeва речка с озером Травакуль встречается. Здесь стражники поймали кыштымского мальчугана Ефимку, посланного Климом Косолаповым к каслинским мастеровым, чтобы поддержать восстание мастеровых Кыштыма. Но вдруг доменным газом пахнуло. Между Ефимкой и стражником огненные уши выросли. В светлой горочке прямо в Ефимкин рост штольня образовалась. Земляная кошка подземной тропой под водой озера проскочила и на своей голове Ефимку на Шатанов остров вынесла. А то место, где Светлая горка была, низина образовалась. Кошачьей еланью зовут это место. Там еще родничок есть. Этот край особенно знал и любил Юрий Киприянович. Наши Кыштымские да Каслинские места редкостные, от других на ocoбицy. А из всей озерной изгороди наших мест Иртяшское прясло самое длинное. Возле Каслей вскипают Иртяшские волны и бегут до Кыштымских берегов о. Травакуль. Льется неторопливая речь сказителя. И вновь мы слышим историю о любви, которую не смогла победить даже злая и завистливая каслинская барыня Устя Коробова, прозванная Кикиморой. Будто жил в те времена отменный колесный мастер Тарас и полюбил он красавицу Росянку. Росянка не простой девкой была. Она на утренней зорьке хрустальные и рубиновые бусинки росы по траве и деревьям раскидывала. Но Кикимора, что по красивому парню сама чахла, решила влюбленных погубить. Вместе с приказчиком Шатаном, что был под стать хозяйке ленивый и злобный, выследили влюбленных, накинулись с кистенем да кинжалом. Упал на землю с разбитой головой парень. Но не допустил батюшка-Урал, чтобы Росяница от Кикиморы смерть приняла. Увидела Росянка, что уносят взбешенные кони убийц, выпустила вслед тройки все росяные бусинки. Зашумели они по-весеннему бойко и в речку превратились. Бросилась та речка вдогон тарантаса. А когда вода скатилась, то каменный остров показался. Тот остров и в наши дни Шатановым зовут. Место, где Кикимора утонула, в переузину превратилось. В узкий проток между Иртяшом-озером и Травакулем. Говорят, что это Кикиморову душу от злобы да ненависти так сузило. С тех пор вытянулось Иртяш–озеро от Каслей до Кыштыма. Изумрудное плесо, возле которого жил удивительный мастер Тарас, прозвали в народе Колесовым. Если еланками через лес пройти, то можно вывернуться к другому озеру Травакуль. Там еще у приозерного болотца в стародавние времена родничок был. Напротив болотца каменистая горка стоит, Березовой зовут. Здесь, как говорится в сказе «Незапятнанные ручейки», некогда погибла от пули демидовских стражников красавица Груня, что бежала повидаться с любимым. Был любимый среди других мастеровых закован в цепи. Заставляли их новый рудник бить. Родных и близких к рудничным балагушам не пускали, каторжное житье и только. Иван почувствовал, что с Груней беда, подхватил цепи могутными руками. К месту, где выстрелы прогремели, побежал… Долго горевал рудовой под березовой горкой, где Груня навек замерла. Там, где он плакал, ручейки потекли, светлые и прозрачные, даже крохотной песчинкой незапятнанные. Образовалось их ровно 77. Семьдесят во славу верной любви, а семь во славу силы богатырской. Кыштымцы место у Березовой горки до сих пор называют «77 ручейков». Согласно легендам Ю. К. Гребенькова, известняки здесь идут лучами. Так вот, на полуденном луче «Белой горки» был Поселок Известка. Идти к нему надо через гору Сугомак. Нельзя быть у горы и не войти на ее вершину. Подъем довольно крут и утомителен, но с лихвой вознаграждается уведенной с вершины благодатью: Касли, Озерск, Новогорный, озера Увильды, Улагач, Кызылташ, Нанога, Акуля и др. Восточная сторона: Кыштым как на ладони, весь в ожерелье прудов. Бирюзовая гладь Сугомака. А запад весь в дымке голубой. И сплошь горы, горы. Левее видны картофельные огороды бывшего когда-то здесь поселка Известка, где жили работные люди, которые выжигали известь, что шла на строительные и другие нужды. Находится здесь родник «Известковый». Он карстового происхождения. Неожиданно мощный водный поток выходит из подземелья. Этот родник под разными названиями входит в легенды Ю. К. Гребенькова. В легенде «Погляделкин ключ» сказывается, что кто воды из него испробует, то в струях его увидит, что пожелает. А если от Сугомакской пещеры вернуться на бетонную дорогу, то через какой-то час ходьбы можно попасть в поселок Слюда, по-нынешнему, Слюдорудник. О происхождении названия поселка Гребеньков поведал нам в сказе «Слюдяное окошко». В сказе у самого Говорливого ключа жила вместе с отцом, лесообъезчиком Кондратом, Людмилка. Мать у ней погибла от укуса змеи гадюки. Побежала как-то Людмилка за водой к ключику. Да повстречала на тропинке Хозяйку уральских водяных мест Озерницу, Ведунью. И говорит она девушке: «Хочешь на мою работу посмотреть? Заодно мать увидишь, только запомни: обратной дороги нет». И так захотелось Людмилке мать повидать, готова на край света идти. Велела ей Озерница в Говорливый ключ поглядеть, и не ключ это вовсе, а слюдяное окошко. Наклонилась Людмилка над Говорливым ключом и всю подземную красоту увидела самоцветы-самородки, медные и железные руды, подземные речки, что водой реки и озера пополняют. И мать увидела, она у Озерницы в поливальщиках числилась, из лейки каменный цветы поливала. Мама закричала Людмилка. После этого пропал ключ, да и дочери своей не нашел Кондрат. Бросился на поиски. На горы поднимался и кричал: Слышишь, Люда! Слышишь, Люда! А эхо откликалось: С-лю-да! С-лю-да! Не нашел дочери Кондрат. Но на местах их заимки люди горный минерал обнаружили. Слюды понемногу начали добывать. Поселок вырос. Слюдорудником его нарекли. |