Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовГребеньков Ю. К.
 
 

Гребеньков Юрий Киприянович

Литература об авторе

Екимова, Татьяна Григорьевна (Озерск, МУК "ЦСДШБ") Золотыми тропами легенд: обзор-экскурсия


Обзор-экскурсия «Золотыми тропами легенд»

по творчеству Ю. К. Гребенькова


«Кыштым», с этого сказа начинается сборник сказов Ю. К. Гребенькова. С этого мы и начинаем свой обзор–экскурсию, "золотыми тропами легенд" пройдем по нашему краю.

Город Кыштым лежит у подножия двух гор — Сугомак и Егоза, что величественно возвышаются на западной стороне. И гора Сугомак ровно на колечко башкирской камчи ниже горы Егоза. Через весь город льет воды речка Кыштымка — в переводе с башкирского «затишье», а образуют ее струи еще две горные речки — Сугомак с Егозой, только имя речки с горой люди переименовали, ласковым словом зовут — Егоза, Егозинка, Егозиночка.

Лишь чуть-чуть погрешил сказитель в географии, но на то это и сказы. Речку Кыштымку образуют две речки Большой и Малый Кыштым. Но реки Егоза и Сугомак действительно есть. Потому что когда-то одновременно родились в соседних башкирских племенах мальчик и девочка. И дали родители имя мальчику Сугомак, что означает «Горная тропа». Девочка получила имя Егоза, что переводится «своенравная, рослая, быстрая». Однажды встретились они на степном просторе и полюбили друг друга. Но жениха с невестой должен был назвать мужем и женой великий Той — праздник, на который собирались все кочевые народы Урала. Но оказалось, что джигит Сугомак на колечко камчи ниже ростом невесты Егозы. Той решил, если обойдет низкорослый жених на скачках лошадь невесты — быть свадьбе. Иначе сам дух Уральских гор будет смеяться над неравной супружеской парой. Но не удалось Сугомаку догнать невесту. Там, где упал обессиленный джигит, образовались гора и глубокое красивое озеро Сугомак. Своенравная, быстрая Егоза в речку превратилась. Встретились, перемешались их воды в безымянной в ту пору речке Кыштым, что означает «мир спорщиков, затишье». Речку люди русские переименовали на свой лад и зовут «Егоза, Егозинка, Егозиночка».

А край наш зовут золотым краем. С западной и восточной стороны есть золотые россыпи. А сами горы сложены из известковых и мраморных пород. Наверное, в ледниковый период могучие ледяные потоки промыли в горе Сугомак пещеру, что зовется Сугомакской. Поляна перед горой была выше подножия горы, и вода шла потоком не в озеро Сугомак, а под гору, вымывая пещеру.

Но так ли это было?

«Я лично собственные варианты имею», — говорил Ю. К. Гребеньков и поведал нам свои сказы «Сугомакская пещера» и «Тайна горы Сугомак». «На каменной земле Уральской в древнем краю кыштымском одна легенда перед другой крутыми горками вырастает. Которая из них правдивей и привлекательней — выбирайте-ка сами».

В «Сугомакской пещере» речь о тех временах, когда кыштымские горы Сугомак с Егозой не каменными громадами стояли, а живыми людьми были. Дружно жили влюбленные друг в друга Сугомак и Егоза. Но задумала их разлучить нечистая сила Липиниха.

Выползла из своей норы-логова, что за болотами, на горку каменную. Поэтому горку и разъезд вблизи Каслинского моста, что держат шоссейную дорогу над железнодорожным полотном, и в наши дни Липинихой зовут. Худое дело не хитрое. У подножья Сугомака та мраморная горка возвышалась. Здесь впоследствии маленький поселок избы раскинул. Люди поселок Известком назвали.

С клубами рассветного тумана змеей проскальзывала Липиниха на мраморную горку. Весь день голышом перед глазами Сугомака вертелась. Телесной красотой его соблазняла. Стала Егоза в неверности Сугомака обвинять. Вспыхнули между Сугомаком и Егозой ссоры. Долго терпел Сугомак. Потом схватил он подвернувшийся под руку камень, запустил в Липиниху. Загудели Уральские горы. Большие озера выплеснулись из берегов, образуя озера малые, речки новые. Ветровым вихрем сдуло Липиниху в нору земляную, за пять озер иль болот Галицких. С грохотом рухнул камень на гору мраморную. Огромную брешь в земле пробил. Люди эту брешь Сугомакской пещерой зовут.

Если войдешь в пещеру, там два грота.

А раньше, повествует Гребеньков в сказе «Тайна горы Сугомак», пещера как один зал была. В той пещере подземных богатств видимо-невидимо. Золотые самородки, камни драгоценные, кристаллы хрустальные. Хранителем богатств был богатырь Сугомак. Однажды наказал он за жестокость заводского надзирателя Фильку Фитиля. Тот по-страшному над работным людом издевался, да убил из самопала красавицу Настеньку за то, что отказалась замуж за него пойти. «Запечалился Сугомак и поныне плачет. Видно крепко он любил Настеньку. Слезы его капают с потолка пещеры.

Здесь, у Сугомакской пещеры, любимое место отдыха кыштымцев — поляна, которую у нас зовут Марьиной. Здесь другой сказ.

Очень красивы здешние места. Кругом цепь гор: Щербаковская, Острая, Теплая, Осиновая, Слюдяная. Внизу — Гладкое болото, ныне рукотворный пруд, долина ручья Б. Кыштым. Здесь, на Слюдоруднике и был «Погляделкин ключ», ныне он скрыт водой пруда. Здесь ягодные и гpибныe места. Хорошо здесь сделать остановку. На второй день автобусом возвращаемся в Кыштым и идем маршрутом «Иртяшская легенда», «Незапятнанные ручейки», «Самородок счастья» от вокзала.

В 200-х метрах на запад есть пешеходный мост — переход через ж/д пути. С моста, если посмотреть влево, видны Сугомак гора с Егозой, а впереди — Борзовочные горы. С вокзала на автобусе, таком как наш, туристическом, можно добраться до Озера Травакуль. Здесь, на базе отдыха медеэлектролитного завода теперь мы находимся. С турбазы первый выход давайте сделаем к устью Мареевой речки, что впадает в озеро Травакуль. В благодатную летнюю пору чуден наш каменный край, щедр на солнце и синеву озерную. В это время гранитные камни цвета и одеты. Нарядна Травакульская Сайма. Встанешь к воде лицом и видишь, как Мареева речка изумруд в озеро вливает. А вот и высокая горка, где Змеят (из сказа «Ужот и Змеят») выпила кровь родного брата Ужота. Где отец ее, Сартабан, и брат, увидев эту трагедию, бросились вниз в разные стороны. И там, где они упали, образовались два озера — Большой и Малый Сартабан. A вот и кошачья елань. Раньше-то здесь была светлая горка, раза в два больше Горелой. Одна сторона Светлой горки опускалась прямо к тому месту, где сейчас Mapeeва речка с озером Травакуль встречается. Здесь стражники поймали кыштымского мальчугана Ефимку, посланного Климом Косолаповым к каслинским мастеровым, чтобы поддержать восстание мастеровых Кыштыма. Но вдруг доменным газом пахнуло.

Между Ефимкой и стражником огненные уши выросли. В светлой горочке прямо в Ефимкин рост штольня образовалась. Земляная кошка подземной тропой под водой озера проскочила и на своей голове Ефимку на Шатанов остров вынесла. А то место, где Светлая горка была, низина образовалась. Кошачьей еланью зовут это место. Там еще родничок есть. Этот край особенно знал и любил Юрий Киприянович.

Наши Кыштымские да Каслинские места редкостные, от других на ocoбицy. А из всей озерной изгороди наших мест Иртяшское прясло — самое длинное. Возле Каслей вскипают Иртяшские волны и бегут до Кыштымских берегов о. Травакуль.

Льется неторопливая речь сказителя. И вновь мы слышим историю о любви, которую не смогла победить даже злая и завистливая каслинская барыня Устя Коробова, прозванная Кикиморой. Будто жил в те времена отменный колесный мастер Тарас и полюбил он красавицу Росянку.

Росянка не простой девкой была. Она на утренней зорьке хрустальные и рубиновые бусинки росы по траве и деревьям раскидывала. Но Кикимора, что по красивому парню сама чахла, решила влюбленных погубить.

Вместе с приказчиком Шатаном, что был под стать хозяйке — ленивый и злобный, выследили влюбленных, накинулись с кистенем да кинжалом. Упал на землю с разбитой головой парень. Но не допустил батюшка-Урал, чтобы Росяница от Кикиморы смерть приняла. Увидела Росянка, что уносят взбешенные кони убийц, выпустила вслед тройки все росяные бусинки. Зашумели они по-весеннему бойко и в речку превратились. Бросилась та речка вдогон тарантаса. А когда вода скатилась, то каменный остров показался. Тот остров и в наши дни Шатановым зовут. Место, где Кикимора утонула, в переузину превратилось. В узкий проток между Иртяшом-озером и Травакулем. Говорят, что это Кикиморову душу от злобы да ненависти так сузило.

С тех пор вытянулось Иртяш–озеро от Каслей до Кыштыма. Изумрудное плесо, возле которого жил удивительный мастер Тарас, прозвали в народе Колесовым.

Если еланками через лес пройти, то можно вывернуться к другому озеру — Травакуль. Там еще у приозерного болотца в стародавние времена родничок был. Напротив болотца каменистая горка стоит, Березовой зовут. Здесь, как говорится в сказе «Незапятнанные ручейки», некогда погибла от пули демидовских стражников красавица Груня, что бежала повидаться с любимым. Был любимый среди других мастеровых закован в цепи. Заставляли их новый рудник бить. Родных и близких к рудничным балагушам не пускали, каторжное житье и только. Иван почувствовал, что с Груней беда, подхватил цепи могутными руками. К месту, где выстрелы прогремели, побежал…

Долго горевал рудовой под березовой горкой, где Груня навек замерла. Там, где он плакал, ручейки потекли, светлые и прозрачные, даже крохотной песчинкой незапятнанные. Образовалось их ровно 77. Семьдесят во славу верной любви, а семь во славу силы богатырской. Кыштымцы место у Березовой горки до сих пор называют «77 ручейков».

Согласно легендам Ю. К. Гребенькова, известняки здесь идут лучами. Так вот, на полуденном луче «Белой горки» был Поселок Известка. Идти к нему надо через гору Сугомак. Нельзя быть у горы и не войти на ее вершину. Подъем довольно крут и утомителен, но с лихвой вознаграждается уведенной с вершины благодатью: Касли, Озерск, Новогорный, озера Увильды, Улагач, Кызылташ, Нанога, Акуля и др. Восточная сторона: Кыштым как на ладони, весь в ожерелье прудов. Бирюзовая гладь Сугомака. А запад весь в дымке голубой. И сплошь — горы, горы. Левее видны картофельные огороды бывшего когда-то здесь поселка Известка, где жили работные люди, которые выжигали известь, что шла на строительные и другие нужды. Находится здесь родник «Известковый». Он карстового происхождения. Неожиданно мощный водный поток выходит из подземелья. Этот родник под разными названиями входит в легенды Ю. К. Гребенькова.

В легенде «Погляделкин ключ» сказывается, что кто воды из него испробует, то в струях его увидит, что пожелает. А если от Сугомакской пещеры вернуться на бетонную дорогу, то через какой-то час ходьбы можно попасть в поселок Слюда, по-нынешнему, Слюдорудник. О происхождении названия поселка Гребеньков поведал нам в сказе «Слюдяное окошко». В сказе у самого Говорливого ключа жила вместе с отцом, лесообъезчиком Кондратом, Людмилка. Мать у ней погибла от укуса змеи гадюки. Побежала как-то Людмилка за водой к ключику. Да повстречала на тропинке Хозяйку уральских водяных мест — Озерницу, Ведунью. И говорит она девушке: «Хочешь на мою работу посмотреть? Заодно мать увидишь, только запомни: обратной дороги нет». И так захотелось Людмилке мать повидать, готова на край света идти. Велела ей Озерница в Говорливый ключ поглядеть, и не ключ это вовсе, а слюдяное окошко. Наклонилась Людмилка над Говорливым ключом и всю подземную красоту увидела — самоцветы-самородки, медные и железные руды, подземные речки, что водой реки и озера пополняют. И мать увидела, она у Озерницы в поливальщиках числилась, из лейки каменный цветы поливала.

— Мама — закричала Людмилка. После этого пропал ключ, да и дочери своей не нашел Кондрат. Бросился на поиски. На горы поднимался и кричал:

— Слышишь, Люда! Слышишь, Люда! А эхо откликалось:

— С-лю-да! С-лю-да!

Не нашел дочери Кондрат. Но на местах их заимки люди горный минерал обнаружили. Слюды понемногу начали добывать. Поселок вырос. Слюдорудником его нарекли.