главная • для школьников 5-9 классов • Фонотов М. С. | ||||
Фонотов Михаил СаввичТексты произведений
Фонотов, Михаил Саввич. Золото Инышки / М. С. Фонотов // Соловьиный остров : Южный Урал в этюдах. Челябинск : 2001. Белая голова. Белые, с блеском, волосы в короткой стрижке, белые усы и борода. Только темные брови на белом лице, а под бровями большие прозрачные глаза, острые, с отблеском зрачки. Таков Гарин-Михайловский на портрете последних лет. Современники вспоминали его высоким, статным, красивым, ярким. Писатель и инженер. Новатор железнодорожного строительства. Писатель прежде всего. И отнюдь не "отраслевой". Уже в наше время сочетание "писатель и инженер" стало обычным, на Урале тем более. Тогда же писателей было так же мало, как и инженеров. Гарин-Михайловский был дважды экзотичен. Он родился в Петербурге, в 1852 году, в семье офицера. После гимназии юрфак университета, но вдруг крутой поворот: переход в институт инженеров путей сообщения. Май 1886 года назначение на строительство Самаро-Златоустовской железной дороги. Гарин-Михайловский строил трудный участок: Уфа-Златоуст. А в нем самым трудным был отрезок от разъезда Яхино (недалеко от Кропачево) до станции Вязовой. Здесь и до сих пор все его выемки в скалах, мост через Юрюзань, подпорные стены, новое русло реки и насыпь вдоль него.
Два года Николай Георгиевич провел в Уральских горах. Зимой на изысканиях. С нивелиром пешком, верхом, в снегу, на ветру и морозе. Костер под деревом, очаг меж двух камней, чайник. Мерзлый хлеб, пирожки... А дома поздние сидения у лампы за расчетами конструкций и чертежами профилей. На каждого изыскателя приходилось 15 верст пути. Оно, может быть, и ничего, но Гарин-Михайловский был беспокойным изыскателем. Начальству он не давал покоя своими вариантами. Едва утвердят вариант, он приносит второй. А то и третий. Один другого дешевле и короче. Начальство ворчало, отмахивалось, открещивалось, но под напором инженера все-таки "сдавалось", а потом и похваливало изыскателя. Варианты прославили инженера Гарина-Михайловского. Так он и книгу свою назвал "Вариант". Про себя, про Урал, про железную дорогу. Конечно, проба пера, но нам ценна уральская география "Варианта". А дело было в Усть-Катаве, где Гарин жил с женой и дочерью, которую оставил на местном кладбище. Когда в 1890 году первый поезд прибыл в Златоуст, Гарин-Михайловский "бросил" дорогу, однако через год, поселившись в Челябинске, вернулся к ней вновь, уже в Сибири, под Омском. Великая Сибирская железная дорога... Говорят, подвиг народа. Семь с половиной тысяч километров за десять лет. Каждый год 500, 600 км пути. И все вручную: кайло, тачка, топор, пила. До обеда землекоп должен был выкопать и перетащить тачкой на насыпь одну кубическую сажень земли, что-то около восьми кубометров. А сколько надо было пересечь рек, болотистых низин, гор? Четкая организация работ да, наверное. Артельность да, и это. Непосильный труд да, не без того. Но если к железной дороге причастны такие люди, как Гарин-Михайловский, то удивляться нечего. Гарин-Михайловский вообще, я думаю, близок к идеалу человека. Рассудим так. Дворянин. При собственности, при состоянии. Молод, здоров, красив. Воспитание, образование. Все при нем. Живи и здравствуй. Зачем он полез в горы? И без него построили бы железную дорогу до Урала и за ним. Нет, ему необходимо взять на себя этот труд, который приобщает его к народу. Инженер-изыскатель Василий Кольцов из книги "Вариант", в котором много от автора, говорит так: "Да, нет выше счастья, как работать на славу своей отчизны". Он мечтал о будущем, завидовал "людям будущего, тем, кто будет жить лет через тридцать, сорок после нас". А умер он рано, 54 лет, в 1906 году. Если бы не железная дорога, остался бы Челябинск уездным городишком. Рельсы его разбудили, встряхнули, вдохнули жажду деятельности. Наживаясь на хлебной торговле, Челябинск взялся строить модерновые особняки. Современники нарекли его городом, "который смеется", сравнивая с Чикаго. Четверть века было отведено Челябинску для бурного и бравурного капитализма. |