Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовФедоров Е. А.
 
 

Федоров Евгений Александрович

Литература об авторе

Бухарин, Анатолий Федоров Е. А. / А. Бухарин // Каменный пояс : Трилогия. — М.; Л., 1950–1953.


В сокращении

Е. А. Федоров (15 января 1897 — 2 апреля 1961) родился в селении Видзы Ковенской губерния в семье крестьянина-бедняка В начале века семья Федоровых перебирается на Южный Урал. О детстве, прошедшем в казачьей станице, он рассказал в автобиографической повести «У горы Магнитной». Одним из самых сильных впечатлений той поры был тяжелый, неистовый труд отца, казачьи легенды и песни. Потом, в долгом и трудном переходе через поле жизни, эти картины детства будут питать творчество писателя и согревать его душу.

В 1912 году Федоров приехал в Санкт-Петербург. Работал в типографии переписчиком, корректором и упорно учился. Недюжинные способности, крестьянская выносливость помогли юноше получить среднее образование — достижение для крестьянского сына немалое.

19 июля 1914 года Германия объявила войну России. Федоров не избежал общей участи и был призван в армию. Офицерский корпус, долгое время являвшийся привилегированной офицерской корпорацией, в ходе войны сильно поредел, и правительство сочло возможным пополнить его за счет грамотных крестьян и рабочих. Так будущий писатель очутился в классах военно-топографического училища. Впечатлительный, с пылким воображением юнкер внимательно следил за разыгравшейся на его глазах исторической драмой — агонией старого мира. Правые кричали о схватке германской и славянской рас, либералы призывали вести войну до победного конца, Ставка заливала империю бумажным потоком победных реляций о подвигах «серых героев». А герои — миллионы русских солдат гибли на полях сражений. Но неотвратимо близился звездный час российской истории. Его ждали, его готовили рабочий класс и .большевики. И когда грянул Октябрь 1917 года, двадцатилетний подпоручик не колебался: принял Революцию.

Гражданская война. Восточный фронт. Участие в легендарном рейде южноуральских партизан по тылам белых армий. Командование эскадроном полка имени Степана Разина Чапаевской дивизии. Вступление в 1919 году в ряды Коммунистической партии. Сражения на Западном фронте с белополяками. Контузия, госпиталь и демобилизация. Работа землеустроителем в Белоруссии, в Крыму, на Урале.

В 1931 году Е.Л. Федоров сдает экстерном экзамен на звание инженера и затем несколько лет находится на руководящей хозяйственной работе. Позднее, после окончания Института Красной профессуры, он трудится ученым секретарем Института экономики Академии наук СССР.

Первый рассказ Е. А. Федорова — «Случай с Никиткой-ревизором» — увидел свет еще до революции. В 1918 году в журнале «Пламя» появляются новые рассказы молодого писателя, систематическая же литературная работа начинается только после окончания гражданской войны. В 1921 году он печатает рассказ «Байтас», за которым последовали другие.

В 1936 году выходят его первые сборники рассказов — «Вороная кобыла» и «Соломонея», в эти же годы растет интерес к исторической теме. С середины 30-х годов, живя в Ленинграде, Е. А. Федоров посещает занятия литературной группы при Гослитиздате. На областном смотре в 1936 году его сатирическая повесть «Шадрннский гусь» получает первую премию.

Работает Е. А. Федоров много, и жадно. В 1938 году писатель издает роман «Горная дорога» (позднее он стал называться «Вдоль голубых Уральских гор»), посвященный незабываемым страницам гражданской войны на Урале, а в 1940 году журнал «Звезда» публикует первые главы романа «Демидовы».

Великая Отечественная была для батальонного комиссара Федорова третьей войной, дорогами которой он прошагал плечом к плечу с защитниками Ленинграда и партизанами. И в военное лихолетье писатель не выпускал из рук пера: вышло несколько книг об этом суровом и героическом времени — «Гроза над Шелонью», «Ледовая дорога», «Партизанские рассказы» и другие.

В начале 50-х годов он закончил начатый еще перед войной роман «Каменный Пояс». Над трехтомной эпопеей автор работал почти пятнадцать лет, до тонкости изучив и описываемую эпоху, и характер каждого из Демидовых. Долго, например, искал он портрет князя Сан-Донато, ибо без зрительного восприятия было трудно рисовать образ героя. Помог решить задачу потомок Демидовых, московский скульптор Иван Семенович Ефимов. Его родственница, сестра жены, жившая в Париже, горячо откликнулась на просьбу писателя, отыскала в Парижской национальной библиотеке архив Сан-Донато и выслала ценнейшие документы.

Масштабы замысла Е. А. Федорова поражают. Охватить творческим зрением период с конца XVII века до пореформенных десятилетий XIX — дерзкая задача! История Демидовых поставила перед автором «Каменного Пояса» немало трудных вопросов, на которые он и попытается ответить, создавая образы горнозаводчиков и представителей народа. Конечно, начинал он не на пустом месте. Традиция изучения истории уральской промышленности ведет свое начало еще с петровской эпохи и изобилует громадным конкретно-историческим материалом. Имелись и специальные, правда, комплиментарные работы о Демидовых. Е. А. Федоров был хорошо знаком и с дореволюционной, и советской историографией, высоко ценил работы Д. Кашинцева «История металлургии Урала» (1939 год) и Б. Кафенгауза «История хозяйства Демидовых», первый том которой вышел в 1949 году. Не довольствуясь имеющимися письменными источниками, он сам вел упорный поиск в московских, ленинградских и уральских архивах. Евгений Александрович выписывал много книг по истории Урала, этнографии, фольклору, по металлургии, готовясь к новой работе. Разумеется, роман не научная монография, но, как заметил Лев Толстой, «художество требует еще гораздо большей точности, чем наука».

Многое стремился постичь Е. А. Федоров, размышляя о судьбах Отечества и, прежде всего решая мучительную проблему выбора, которая всегда стоит перед человеком: участвовать или не участвовать в преступлении. И весь ход развития трилогии убеждает: никакие ссылки на обстоятельства, приказы не могут оправдать зла, ибо каждый рано или поздно предстает перед суровым, но справедливым судом истории.

В романе-трилогии Е. А. Федорова читатель обнаружит немало исторических неточностей. Но он должен отдавать себе отчет о границах вымысла и домысла, о пределах так называемых «смещений» (изменение места действия, участие героя в тех событиях, в которых он не мог участвовать и т. д.). Весь этот круг вопросов писатель обычно решает с учетом своеобразной двойной зависимости исторического романа: от требований исторического факта и от требований, диктуемых законами художественного творчества. «Смещения», если они не вызваны невежеством, если они углубляют образ, являются вполне допустимым художественным приемом воздействия на читателя. Здесь Е. А. Федоров шел вслед за Юрием Тыняновым, за его мыслью о соотношении выдуманного и действительного в историческом романе, который в этой связи писал: «Никогда писатель не выдумает ничего более прекрасного и сильного, чем правда. «Выдумка» — случайность, которая не от существа дела, а от художника. И вот когда нет случайного, а есть необходимость, начинается роман. Но взгляд должен быть много глубже, догадка и решительность много больше, и тогда приходит последнее в искусстве — ощущение подлинной правды: так должно быть, так может быть, было».

Пожалуй, нет ни одного случая, когда бы выход в свет нового исторического романа не сопровождался шумом разноречивой и противоречиво» критики. Не был исключением и роман-трилогия «Каменный Пояс», каждую книгу которого или приветствовали, или просто отвергали.

«Читателя роман может удовлетворить только своей познавательной стороной, но не художественным достоинством», — писал в «Новом мире» N3 за 1948 год Ф. Евнин. Иначе воспринял творение Е. А. Федорова С. Н. Сергиев-Ценский, назвавший «Каменный Пояс» «величественным трудом». «По мастерству сюжета, — писал он, — Е. Федоров, бесспорно, один из крупных мастеров нашего времени. Яркие изобразительные средства, умение живописать родной край и дать скульптурные образы героев делают эпопею одной из любимейших читателем книг». Ближе к истине оказался и Вс. Воеводин — автор глубокой, аргументированной рецензии на трилогию, опубликованной в журнале «Звезда» N4 за 1952 год. Отмечая недостатки, а порой и отступления от историзма, он предсказал «Каменному Поясу» долгую жизнь.