Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовДышаленкова Р. А.
 
 

Дышаленкова Римма Андрияновна

Литература об авторе

Скоробогатов, А. В. Дышаленкова Римма Андрияновна / А. В. Скоробогатов // Календарь знаменательных и памятных дат: Челябинская область/ Сост. И. Н. Пережогина, Ред. О. Д. Суховилова, Г. Д. Куцева. — Челябинск : Челябинский дом печати, 2002. — 232 с. : ил.


ДЫШАЛЕНКОВА РИММА АНДРИЯНОВНА (род. в 1942)

Р. А. Дышаленкова — известная уральская поэтесса, лауреат Цветаевской премии (1994), член Союза писателей СССР, жизнь и творчество которой неразрывно связаны с Магнитогорском.

Рима Андрияновна родилась в С. Дуване Башкирской АССР. Рано осталась сиротой. Отец погиб на фронте в 1942 г., мать умерла в 1945. В семье осталось семеро детей. Одна из тетушек (их было четверо), Анна Николаевна Душна и ее муж Иван Савватеевич, взяли ее к себе в Сатку и вырастили вместе со своей дочерью. В Сатке прошли ее детство и юность. Здесь она окончила школу и горно-керамический техникум.

После окончания техникума переехала в Магнитогорск, где работала на металлургическом комбинате и цементном заводе сортировщицей, крановщицей.

Отсюда и хорошее знание жизни рабочего человека, будь то инженер, сталевар или огнеупорщик (поэма «Бегу по цементу»). Была редактором Магнитогорской студии телевидения. В 1974 г. заочно окончила Литературный институт им. М. Горького в Москве, затем работала зав. литературной частью в Челябинском государственном театре юных зрителей. В 1979 г. принята в Союз писателей СССР.

Первые стихи опубликовала в конце 1960-х годов. Печаталась в журналах «Урал», «Молодая гвардия», «Уральский следопыт», «Огонек», в сборниках «Каменный пояс» («Круг зари», «Рабочее созвездие», «Ровесники»), в антологии советской уральской поэзии. Первый сборник стихов Р. Дышаленковой «Четыре окна» издан «Современником» (г. Москва) в 1978 г. В Южно-Уральском книжном издательстве вышли книги «Уральская кадриль» (1985), «С высоты земли» (1992), «Книжка про Колябу-Молябу» (стихи для детей, 1996).

До 1994 г., жила в Челябинске, за поэтическое творчество и яркую публицистическую деятельность Р. Дышаленкова была удостоена Цветаевской премии, учрежденной Челябинским фондом культуры в 1993 г.

Стихи Р. Дышаленковой о рабочем Урале передают мироощущение мужественной и в то же время по-женски внимательной и доброй лирической героини-труженницы. Ее глазами мы видим крановщиц-«девочек с походочкой моряцкой», рабочих парней «в серых рубашках, воротник нараспашку», возвращающихся домой «после смен огневых».

Для героини стихов — заводской женщины-сталевары, «огневые ребята» — ее братья. Но в книгах Дышаленковой не всегда выдерживается «точка зрения» этой героини. В стихах о любви ее взгляд порой подменяется иным, несколько отвлеченным, расплывчатым. Контуры художественной индивидуальности оказываются здесь уже не столь отчетливы:

«Мысли о любви»
Она не радуется злу,
Бесчинств не ищет, не гордится,
Она, сорадуясь добру,
Так любит счастьем осветится.
Когда же ненависть и смерть
Людей бессмысленно терзают,
Она берет над смертью верх,
Смерть милосердьем покрывает…

Легко обнаружить в ее творчестве тяготение к темам гражданского звучания. И это не случайно. Край, где началась и продолжается ее биография:

«Зорюют домны и сияние…»
Зорюют домны и сияние
восходит от земли до неба.
Мы ходим, будто марсиане,
по апельсиновому снегу.
Уральские нас греют камушки,
да так, что обжигают руки.
У нас в Магнитке даже бабушки
В недавнем прошлом-металлурги…

Стихи о природе — это не бегство от города, от суетливой повседневности, а продолжение разговора о судьбе общей и личной, о неразрывной связи всего живого на земле. Отношение поэтессы к природе по-женски мудрое, бережное. В проникновенных строках о роднике, затоптанном тупыми копытами, она не ограничивается лишь горькими сетованиями:

«Родник»
Поправила камни,
Завеяла берег травою.
—Живи без обиды,
Живи и пои все живое.

Р. Дышаленкова бережно хранит в памяти уральские легенды, предания, обряды, заговоры и гадания. Она знает и тонко трактует бажовские сказы, связывая их сюжеты с космосом, увлекается восточной философией и оккультными науками. И все это вместе — образы гор и камней Урала, Дао и Изида-органично уживается в ее творчестве.

В статье «Таинственный закон» (Челябинский рабочий.— 1995.— 22 февр.) автор пишет: «Колоритная внешность поэтессы составляет редкий и разительный контраст со стихами. Солидный облик, рокочущий низкий голос и простые, милые, чуждые властности и авторитарности орнаменты строф, узоры строчек. В стихотворных ритмах Р. Дышаленковой, в абсолютной замкнутости, но не закрытости ее стиха явственно ощущается дыхание неувядающего сонета. Это бывает в поэзии не так часто, как может показаться: сочетание рассказанной от начала до конца истории и очарование нераскрытой тайны».