![]() |
![]() |
![]() | ||||
| Дышаленкова Римма АндрияновнаЛитература об автореСкоробогатов, А. В. Дышаленкова Римма Андрияновна / А. В. Скоробогатов // Календарь знаменательных и памятных дат: Челябинская область/ Сост. И. Н. Пережогина, Ред. О. Д. Суховилова, Г. Д. Куцева. Челябинск : Челябинский дом печати, 2002. 232 с. : ил. ДЫШАЛЕНКОВА РИММА АНДРИЯНОВНА (род. в 1942) Р. А. Дышаленкова известная уральская поэтесса, лауреат Цветаевской премии (1994), член Союза писателей СССР, жизнь и творчество которой неразрывно связаны с Магнитогорском. Рима Андрияновна родилась в С. Дуване Башкирской АССР. Рано осталась сиротой. Отец погиб на фронте в 1942 г., мать умерла в 1945. В семье осталось семеро детей. Одна из тетушек (их было четверо), Анна Николаевна Душна и ее муж Иван Савватеевич, взяли ее к себе в Сатку и вырастили вместе со своей дочерью. В Сатке прошли ее детство и юность. Здесь она окончила школу и горно-керамический техникум. После окончания техникума переехала в Магнитогорск, где работала на металлургическом комбинате и цементном заводе сортировщицей, крановщицей. Отсюда и хорошее знание жизни рабочего человека, будь то инженер, сталевар или огнеупорщик (поэма «Бегу по цементу»). Была редактором Магнитогорской студии телевидения. В 1974 г. заочно окончила Литературный институт им. М. Горького в Москве, затем работала зав. литературной частью в Челябинском государственном театре юных зрителей. В 1979 г. принята в Союз писателей СССР. Первые стихи опубликовала в конце 1960-х годов. Печаталась в журналах «Урал», «Молодая гвардия», «Уральский следопыт», «Огонек», в сборниках «Каменный пояс» («Круг зари», «Рабочее созвездие», «Ровесники»), в антологии советской уральской поэзии. Первый сборник стихов Р. Дышаленковой «Четыре окна» издан «Современником» (г. Москва) в 1978 г. В Южно-Уральском книжном издательстве вышли книги «Уральская кадриль» (1985), «С высоты земли» (1992), «Книжка про Колябу-Молябу» (стихи для детей, 1996). До 1994 г., жила в Челябинске, за поэтическое творчество и яркую публицистическую деятельность Р. Дышаленкова была удостоена Цветаевской премии, учрежденной Челябинским фондом культуры в 1993 г. Стихи Р. Дышаленковой о рабочем Урале передают мироощущение мужественной и в то же время по-женски внимательной и доброй лирической героини-труженницы. Ее глазами мы видим крановщиц-«девочек с походочкой моряцкой», рабочих парней «в серых рубашках, воротник нараспашку», возвращающихся домой «после смен огневых». Для героини стихов заводской женщины-сталевары, «огневые ребята» ее братья. Но в книгах Дышаленковой не всегда выдерживается «точка зрения» этой героини. В стихах о любви ее взгляд порой подменяется иным, несколько отвлеченным, расплывчатым. Контуры художественной индивидуальности оказываются здесь уже не столь отчетливы: Она не радуется злу, Бесчинств не ищет, не гордится, Она, сорадуясь добру, Так любит счастьем осветится. Когда же ненависть и смерть Людей бессмысленно терзают, Она берет над смертью верх, Смерть милосердьем покрывает… Легко обнаружить в ее творчестве тяготение к темам гражданского звучания. И это не случайно. Край, где началась и продолжается ее биография: Зорюют домны и сияние восходит от земли до неба. Мы ходим, будто марсиане, по апельсиновому снегу. Уральские нас греют камушки, да так, что обжигают руки. У нас в Магнитке даже бабушки В недавнем прошлом-металлурги… Стихи о природе это не бегство от города, от суетливой повседневности, а продолжение разговора о судьбе общей и личной, о неразрывной связи всего живого на земле. Отношение поэтессы к природе по-женски мудрое, бережное. В проникновенных строках о роднике, затоптанном тупыми копытами, она не ограничивается лишь горькими сетованиями: Поправила камни, Завеяла берег травою. Живи без обиды, Живи и пои все живое. Р. Дышаленкова бережно хранит в памяти уральские легенды, предания, обряды, заговоры и гадания. Она знает и тонко трактует бажовские сказы, связывая их сюжеты с космосом, увлекается восточной философией и оккультными науками. И все это вместе образы гор и камней Урала, Дао и Изида-органично уживается в ее творчестве. В статье «Таинственный закон» (Челябинский рабочий. 1995. 22 февр.) автор пишет: «Колоритная внешность поэтессы составляет редкий и разительный контраст со стихами. Солидный облик, рокочущий низкий голос и простые, милые, чуждые властности и авторитарности орнаменты строф, узоры строчек. В стихотворных ритмах Р. Дышаленковой, в абсолютной замкнутости, но не закрытости ее стиха явственно ощущается дыхание неувядающего сонета. Это бывает в поэзии не так часто, как может показаться: сочетание рассказанной от начала до конца истории и очарование нераскрытой тайны». |