главная • для школьников 5-9 классов • Черноземцев В. А. | ||||
Черноземцев Владимир АлексеевичЛитература об автореЛукьянин, В. Ухари поэхали... [Рецензия на повесть "Ухари"] / В. Лукьянин // Урал. Екатеринбург, 2003. № 7. С. 249-250. Упреждая упреки литературных снобов, сразу соглашусь, что лирическая повесть Владимира Черноземцева "Ухари" новых путей в русской литературе не открывает. Уже существует у нас целая библиотека повестей о детстве; даже и форма вот эта цикл как бы отдельных рассказов, не нанизанных на единый сюжетный стержень и даже не выстроенных в строгой хронологической последовательности, но связанных образом, судьбой и памятью лирического героя, изобретена не сейчас и не здесь. Во всяком случае, сопоставления с "Последним поклоном" В.П. Астафьева повести Черноземцева не избежать. И вот вам мое мнение: хоть книгу Астафьева я очень люблю и, наверно, одним из первых откликнулся статьей на выход ее отдельной книгой в 1968 году, повесть Черноземцева она мне, как говорится, не застила. И не потому, что автор "Ухарей" сравнялся с классиком яркостью красок и силой темперамента (на этом я настаивать не стану), нет, просто Черноземцев написал книгу о другом. У Астафьева ведь повесть о России, которую мы потеряли (он не употребляет эту формулу, введенную в обиход двумя десятилетиями позже Станиславом Говорухиным, но смысл именно этот); у Черноземцева же о том, как Россией наполняется душа, становясь (простите невольную высокопарность слога) русской душой. И еще меня покорила первозданность нарисованных Черноземцевым портретов и пейзажей: тут совсем не ощущается художественного "умысла" все живое и естественное, будто в самой жизни. А разве тускнеет ваше восприятие живой природы от того, что ее уже рисовали и Левитан, и Шишкин? А между тем Черноземцев-повествователь отнюдь не прост, и якобы первозданные его картины выстроены очень опытной рукой. Тут много персонажей и географических реалий, они не встроены в сюжетные цепочки и всплывают в повествовании, так сказать, по произволу памяти (причем нигде их изображение не утрачивает своих четко прочерченных контуров). Автор их не препарирует, отыскивая явный или скрытый смысл, не иллюстрирует "идею" он просто переживает их как реальность. А между тем идея будто бы даже помимо его усилий для меня, читателя, очень явственно обнаруживается в сцеплении, порядке, движении этих образов. Эта идея об универсальной взаимосвязи, пронизывающей вширь и вглубь, в пространстве и во времени воссоздаваемый им мир. Тут я должен прояснить для читателя некоторые черты воссоздаваемого Черноземцевым мира. Было с незапамятных времен на Рязанщине, на реке Проне ("Не река, а невеста на выданье!..) село Ухарское. К началу прошлого века не хватало уже "ухарям" земли-кормилицы: "Поля до самого распоследнего клинышка поделены были, и с каблучок на каждого мужика не пришлось бы, ежели поровну делить". И тогда соблазнились рязанские хлеборобы слухами о свободных и благодатных землях в Сибири: "На цвет весна богата там / И на сугроб зима, / Колосья поросятами / Толстуют с чернозьма" (это из стихотворного пролога к повести). И решились: "Вот ухари поэхали, / Затылки заскребли / И сообча поехали / В степные ковыли". И на новом месте в нынешней Курганской области основали два села: Булдак и Русское. Села эти пережили все перипетии советской колхозной жизни и в конце концов были признаны неперспективными. Молодежь разъехалась, старики мало-помалу, каждый в свой черед, переселились в мир иной, а потом по местам порушенных подворий прошелся трактор с плугом… Именно в этих географических и временных пространствах разросся многоколенный род, из которого восьмым ребенком в семье и в окружении бесчисленных родственников-ухарей вышел и герой-повествователь, то есть сам автор повести, везде выступающий под собственным именем. Вышел, оставил (как многие из нас) родовое гнездо, прожил немалую жизнь в иных краях и только с высоты обретенного опыта понял, насколько важным для всей его судьбы оказалось все, что связано с ухарями: "И вдруг я почувствовал, что я уже старый человек, настала пора подводить итоги". Да, в молодости такие книги не пишут, а прочитать надо бы. В сущности, это очень печальная, даже трагическая книга. Читаешь и вспоминается тургеневское: "И все они умерли… умерли…" Но все же эта книга не о смерти, а о жизни, печаль ее, по слову поэта, светла, и светел тон повествования. В этой тональности (поддержанной, кстати, и очень гармоничным оформлением: художник О.Н. Павлов, дизайнер А.В. Афонин) проявилось не смирение с судьбой и не христианское всепрощение, а воплотился тот опыт российской крестьянской жизни, который, собственно, и стал предметом черноземцевского повествования. Тот опыт и та жизненная философия, которая не знаю, в соответствии ли с намерениями автора или безотносительно к ним воспринимается убедительной антитезой к нынешним "рыночным" установкам на противостояние миру (который должен "прогнуться под нас") и на индивидуальный "успех". Валентин Лукьянин P.S. В июле 2003 года челябинскому писателю Владимиру Алексеевичу Черноземцеву исполняется 65 лет. Он немало и разнопланово поработал в литературе, но повесть "Ухари" показала, что прежде мы не все знали о масштабах его литературного дарования. Лучшего итога нельзя и пожелать к такому "полуюбилею". |