Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовБажов П. П.
 
 

Бажов Павел Петрович

Литература об авторе

Капитонова, Н. А. Павел Петрович Бажов: Методико-библиографические материалы / сост. Н. А. Капитонова, ред. Л. П. Барышева. — 2-е изд., испр. и доп. — Челябинск: Областная детская библиотека, 2004. — 14 с. — Обл. дет. б-ка им. В. В. Маяковского


27 января 2004 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова. Сказы Бажова не только не теряют со временем своей нравственной и эстетической значимости, но становятся еще более актуальными.

Публикации последних лет Т. Гайдара, Н. Кузнецовой, Г. Светловой, М. Фонотова многое объясняют в биографии Бажова.

Судьба Павла Петровича была сложной, трагической , и по-настоящему жизнь Бажова только открывается. Он получил хорошее духовное образование. Мог бы стать крупным священнослужителем, а стал учителем. В годы революции Бажов вступил в партию большевиков. В гражданскую войну дважды попадал в тюрьму к "белым", а в советское время дважды исключался из партии. Весь 37-й год ждал по ночам ареста.

Печататься Бажов начал еще в 1913 г. Знаменательно, что первая его статья называлась "Мамин-Сибиряк — как писатель детей!". Первая его брошюра вышла в 1917г., а потом — "Уральские были" (1924. Очерки). Все, написанное Бажовым до 1937 г., — книги, сотни статей, не переиздавались при его жизни. С "Малахитовой шкатулки", изданной в 1939 г., Бажов фактически заново начинался, как писатель, и отношение власти к нему стало совсем другим.

В 60-летний юбилей писателя друзья вручили ему драгоценный подарок — маленький сборник его сказов. Это был сигнальный экземпляр "Сказов старого Урала" (так сначала называлась "Малахитовая шкатулка".

Ровно через три месяца Бажов был с почетом принят в Союз писателей СССР. Книга была отправлена в Нью-Йорк на Международную выставку.

Вскоре П.П.Бажов был избран главой Свердловской писательской организации. Потом были Государственные премии, Орден Ленина, депутатство в Верховном Совете СССР, миллионные тиражи "Малахитовой шкатулки". Замечательная судьба прекрасного писателя, жизнь и творчество которого должны знать дети!

В библиотеках нашей области накоплен опыт работы со сказами Бажова. При этом главное внимание уделяется работе с текстами сказов. Стоит напомнить, что Павел Петрович делил свои сказы на сказы "детского тона" и "взрослого тона". В чтение младших детей вошли "Огневушка-поскакушка", "Серебряное копытце", "Таюткино зеркальце" и "Голубая змейка", которая впервые была опубликована в 1945 г. в журнале "Мурзилка".

Школьникам 5-6 классов интересны и доступны сказы: "Русские мастера", "Каменный цветок", "Горный мастер", "Хрупкая веточка".

Работая с темой "Бажов и Южный Урал", библиотекарям следует учитывать, что сказы "Иванко-Крылатко", "Чугунная бабушка" невелики по объему, их можно прочитать детям вслух, обсуждать. Они доступны школьникам 5-6 классов. Сказ "Коренная тайность" велик по объему и рассчитан на более старший возраст.

За последние годы вышло много методических материалов в помощь работе со сказами Бажова (см. список). Но, к сожалению, в некоторых из них есть ошибки: в "Шкатулке Бажова" ( авт.Пешкун Л.) неправильно указана дата рождения Бажова (он родился 27, а не 28 января), "Малахитовая шкатулка" вышла у автора не в 50, а в 60 лет, и т.д.

На выставках книг, в беседах о творчестве писателя можно использовать строчки из сочинений участников областного конкурса "Книги нашего детства" о сказах Бажова.

Областная детская библиотека надеется, что сказы Бажова есть в каждой детской библиотеке, поэтому списка книг П.П. Бажова не дается.

В основе данной работы издание ЧОДБ "П.П.Бажов" (1993г.), но тексты бесед для школьников и списки литературы переработаны и дополнены.

МАТЕРИАЛЫ К БЕСЕДЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ: Для школьников 4-6 классов

Ребята, вам хорошо знакомы сказы "Серебряное копытце", "Огневушка-поскакушка", "Голубая змейка". А знаете ли вы, кто написал эти сказы? Уральский писатель Павел Петрович Бажов.

Как Бажов стал писателем? Какова его судьба, судьба его сказов? О Бажове написано несколько книг: Евгением Пермяком, Еленой Хоринской, его дочерью — Ариадной Бажовой-Гайдар.

Бажов родился в 1879 году в уральском рабочем городке Сысерти (недалеко от Екатеринбурга). Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером, но с крепким характером, начальству спуску не давал, за что его прозвали "Сверло". Руки у Петра Васильевича были золотые. Его мать — Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием. Про свое детство Павел Петрович написал книгу "Зеленая кобылка". По этой книге снят и фильм "Тайна Зеленого бора".

Павел был в семье единственным сыном, родители смогли дать ему образование. Поскольку в гимназии учиться было очень дорого, Пашу отдали в духовное училище в Екатеринбурге. Учился он очень хорошо, был переведен в духовную семинарию Перми. А вот дальше учиться ему не пришлось — умер отец, надо было работать, помогать слепнущей матери.

И пошел Павел Петрович в учителя, работал в сельской школе, потом в духовном училище. Построил небольшой дом в Екатеринбурге, поселился там с мамой, молодой женой, появились дети. Так бы и жила дружная учительская семья, но началась Гражданская война. Она разбросала семью. Жена и дети — в Камышлове, а Павел Петрович — в Перми. Там он был арестован, бежал из тюрьмы в страшный мороз. Легко одетый, он пробирался в Екатеринбург пешком. И был момент, когда он упал на дороге и погиб бы, но мимо проезжал на санях крестьянин, который спрятал Бажова в сено и спас, провезя мимо военных постов.

А когда после скитаний он нашел свою семью, то увидел в темной избе умирающую жену, маленького мертвого сына и своих троих еле живых голодных детей. Опоздай он немного, и погибла бы вся его семья. Но вот наступил мир. Он опять стал учителем, журналистом. К сожалению, в годы гражданской войны погибли многие его записи уральских легенд, сказов, которые Бажов много лет собирал. Пришлось все начинать сначала. Но и в мирное время жизнь писателя была не легкой. Очень тяжело пережил он неожиданную гибель своего 19-летнего сына.

Особенно тяжелым у Бажова был 1937 год. Его несправедливо уволили с работы (он тогда работал редактором). Могли в любой момент арестовать. Бажов целый год не выходил со двора, по ночам писал сказы.

В 1939 году, друзья решили отметить 60 лет Павлу Петровичу. И на юбилей подарили Бажову первую книжку его сказов. Ее только что напечатали. В нее вошли первые 14 сказов. Они была так хороши, что "Малахитовую шкатулку" даже послали на Международную выставку в Нью-Йорк. Книгу стали часто издавать. "Малахитовая шкатулка" вернула честь Павлу Петровичу. Его не только приняли в Союз писателей, но и назначили руководителем областной писательской организации. За книгу сказов Бажов получил орден Ленина, Государственную премию. Его избрали в Верховный Совет страны. Но в это время уже была война.

Ему пришлось помогать многим писателям, которые были эвакуированы в Свердловск (Екатеринбург) из Москвы, из Киева. Много работы было у него, как у депутата. Бажов помог очень многим людям. Его называли "совестью писателей".

Читая воспоминания о Бажове, можно узнать, как Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой.

Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручкой из камышинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

Он был уже немолод, но отказался от автомобиля и ходил на работу и с работы пешком. А это было расстояние в 13 кварталов!

Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы "Малахитовой шкатулки" во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу. В 1950 году болезнь легких свалила Бажова. Похоронили писателя на высоком холме на Ивановском кладбище в Екатеринбурге.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах — жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей. Он написал сказы и о наших южноуральских мастерах: "Иванко-Крылатко" (об Иване Бушуеве из Златоуста), "Чугунная бабушка" (о каслинском мастере Василии Торокине) и др.

Но и сам Бажов, как большой мастер, вложил очень много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить всем нам драгоценную "Малахитовую шкатулку". Каждый из вас может ее открыть, "достать" из нее сказ и полюбоваться Бажовским, уральским словом. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"), художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова. По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки. В Копейске есть поселок его имени. По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Остались у Бажова друзья, ученики, последователи. И у нас, на Южном Урале, были и есть люди, которые создали свои сказы: Серафима Власова, Юрий Гребеньков, Сергей Черепанов, Нина Кондратковская.

Каждое лето с 1993г. в Чебаркульском районе проводится Бажовский фестиваль, на котором собираются те, кому дороги культура, народные традиции Урала.

Остались у Бажова дочери, внуки и правнуки. Младшая дочь — Ариадна много помогала отцу в работе. Она стала ученым-историком, вышла замуж за сына Аркадия Гайдара — Тимура. У них два сына — Никита и Егор. Оба они экономисты. Егор — очень известный в стране человек.

В судьбах Гайдара и Бажова много общего (хотя разница в возрасте — 25 лет). Они оба участвовали в Гражданской войне и много при этом потеряли. Одно время Гайдар работал на Урале. Оба были журналистами. Оба стали знаменитыми писателями. Мы можем гордиться, что Павел Петрович Бажов — наш земляк, уралец.

"БАЖОВ И ЮЖНЫЙ УРАЛ": Материалы к беседе для учящихся 5-7 классов

Павел Петрович Бажов хорошо знал Южный Урал, особенно северную, горную его часть. "Живал не раз" (как он писал) в Челябинске, Златоусте, Каслях? Здесь у него было много друзей. Наша знаменитая поэтесса Людмила Татьяничева знала Павла Петровича еще в детстве. В Екатеринбурге она училась в одном классе с сыном Бажова — Алешей. А потом их связала общая литературная работа. Павел Петрович был на Южном Урале в военном 1944 и в победном 1945 в последний раз.

Он очень любил южно-уральскую природу, отразил ее в нескольких сказах. Красота озера Иткуль описана в сказе "Демидовские кафтаны", Синарского озера — в сказе "Надпись на камне". В сказе "Золотой волос" описываются наши места "На Нязях", Ураиме.

Журналист Михаил Фонотов пишет: "Один старый лесничий рассказал Бажову легенду о Тургояке. Бажов писал: "Вот легендочка! Только мне ее не поднять", "С Таганаем тоже многое связано. Теперь уже не взобраться на гору". Интересовали Бажова Кыштым, Уфалей. Знал он легенду о переселении деревни Тютняры (позже сказ об этой деревне написала Серафима Власова). Беспокоила Бажова судьба нагайбаков — народа, живущего на юге нашей области.

Павел Петрович несколько раз приезжал в Ильменский заповедник. За год до войны он познакомился с музеем заповедника, побывал на копях, где увидел редкое "каменное богатство". Тогда, очевидно, и был им задуман сказ "Солнечный камень". Сказ о том, как два уральских рудознатца: Максим Вахоня и Садык Узеев по прозвищу Сандугач, "ходили" к Ленину просить защиты для уральской "кладовухи". Сказ так и начинается: "Против нашей Ильменской каменной кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому — на всех языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат". Побывал Павел Петрович на 25-летии Ильменского заповедника летом 1945 года. Кстати, водил Бажова по заповеднику тогдашний его директор — сын замечательного художника — Всеволод Аполлинарьевич Васнецов. Может быть, не случайно уже 10 лет совсем недалеко от Ильменского заповедника ежегодно проводятся Международные Бажовские фестивали.

Но не только природа Южного Урала восхищала Бажова, он не мог не восхищаться мастерством уральских умельцев. Сказы "Иванко-Крылатко", "Чугунная бабушка", "Коренная тайность" написаны о наших мастерах. Эти сказы написаны были в самое трудное для Родины время — шла война (1941-1945). Сам писатель в это время был чрезвычайно занят, он руководил писательской организацией, был депутатом Верховного Совета. И здоровье у него уже было подорвано, стал слепнуть. Но в то же время он пишет сказы, но не такие, как в "Малахитовой шкатулке". Это скорее сказы-были. В них уже нет фантастики. Зато есть подлинные исторические имена и факты. Казалось бы, надо было писать о войне. На фронте воевали, в тылу, на Урале много и тяжело работали. Был лозунг "Все для фронта!". А Павел Петрович писал в сказах о том, какие красивые и редкие вещи умели делать уральские мастера. Как важно любить свою работу и быть в своем деле настоящим художником.

Оказалось, эти сказы Бажова стали очень нужны и на фронте и в тылу. В разгар войны, в 1943 году Бажов писал во фронтовую газету "В бой за Родину!": "Посылаю сказ "Чугунная бабушка", который по моему пониманию тоже должен работать против врага". Благодаря этому сказу во всей стране, да и во многих странах мира, где есть переводы сказов Бажова, узнали имя каслинского мастера-литейщика Василия Торокина.

Бажов любил повторять: "Каслинские литейщики в форму льют чугун, а остывает он серебром. И это я не для красного словца говорю?". Сказ "Чугунная бабушка" заканчивается словами: "Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот и смекай, как жить-то". Эти слова с полным правом можно отнести и к самому писателю. Они и написаны на памятнике Бажову на его могиле в Екатеринбурге. А в том, что каслинское мастерство не погибло и возродилось, есть заслуга и Павла Петровича. В годы войны завод в Каслях делал военную продукцию, мясорубки, а не художественные изделия. Узнав об этом, Бажов страшно огорчился и много сделал, чтобы каслинские мастера вернулись к художественному литью и продолжали прославлять наш край. И остался благодаря своему труду и сказу Бажова в нашей памяти Василий Федорович Торокин.

В том же военном 1943 году Бажов написал сказ "Иванко-Крылатко" о златоустовском мастере Иване Бушуеве. Сабли, которые сделал Бушуев, хранятся в музеях Москвы, Петербурга. Это он придумал знаменитого крылатого конька, который теперь стал гербом Златоуста. В златоустовском музее хранится уникальная вещь, сделанная Бушуевым вместе с другими мастерами, доспехи маленького рыцаря. Они делались по заказу царя для сына. Но пока изготавливались доспехи, царский сын вырос, "маленький рыцарь" остался в Златоусте и теперь украшает музей. Может быть, и не было бы памятника Ивану Бушуеву на привокзальной площади в Златоусте, если бы не сказ Павла Петровича "Иванко-Крылатко".

К тем же сказам о наших мастерах относится и сказ "Коренная тайность" (1945 год) о знаменитом металлурге Павле Петровиче Аносове, который около 30 лет проработал в Златоусте, открыл тайну булата. Памятник Аносову украшает центр старой части Златоуста.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Но одно требует уточнения. В Златоусте издавна было много немецких мастеров. Бажов о них пишет плохо, особенно в сказе "Иванко-Крылатко" и других. Наверняка, не потому, что они не умели работать и только мешали нашим мастерам. Шла война с Германией. И писать о немцах хорошо, было не принято.

Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

У всех его героев уральский, неунывающий характер, золотые руки, "живинка в деле". На Южном Урале у Павла Петровича были и есть последователи-сказители: Серафима Власова, Сергей Черепанов, Юрий Гребеньков, Нина Кондратковская.