Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовБажов П. П.
 
 

Бажов Павел Петрович

Литература об авторе

Минералова, И. Г. Бажов Павел Петрович (1879-1950) / И. Г. Минералова // Русские детские писатели ХХ века: биобиблиографический словарь. — М.: Флинта, Наука. — 1997. — С.44-48.


Бажов Павел Петрович (1879-950)

Родился в семье горнозаводского мастера на Сысертском заводе в 70 километрах от Екатеринбурга. Бажов рос единственным ребенком в семье и имел возможность получать образование: родители отдали его в духовную школу. С 1889 по 1893 г. продолжает образование в Екатеринбургском духовном училище, успешно его оканчивает и следующие 6 лет (с 1893 по 1899 г.) учится в Пермской духовной семинарии, которую в свое время заканчивали Д.Н. Мамин-Сибиряк, изобретатель радио А.С. Попов, фольклорист В.Н. Серебренников. Учился Бажов всегда усердно, с любовью; когда он был в 4-м классе, умер отец, мать почти потеряла зрение. Чтобы продолжать образование и поддержать мать, Бажов начал работать: он писал короткие репортажи в газетах, читал корректуры, давал частные уроки. Судьба Бажова — типичная для разночинца. Еще будучи семинаристом, он живо интересовался революционными идеями. От духовной карьеры отказался, хотя мог продолжать образование в Киевской духовной академии.

В 1899 г. некоторое время работал учителем начальной школы в д. Шайдуриха, откуда уехал в Екатеринбург, где стал учителем русского языка в духовном училище, где сам когда-то учился. 8 лет отдал Бажов педагогической работе в нем, занимаясь параллельно фольклористикой. Фундамент будущей писательской деятельности был заложен именно в эти годы: атмосфера духовного училища вполне удовлетворяла будущего писателя, а трепетное отношение к слову, к преданию, к словесности в религиозном учебном заведении вполне соответствовало его собственным представлениям. В 1907 г. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где стал преподавать русский язык и эпизодически церковнославянский и алгебру. Идеи служения народу все больше захватывают Бажова, он принимает участие в деятельности "учительского союза", за что его даже арестовывают.

В 1911 г. Б. женился на выпускнице епархиального училища В.А. Иваницкой. Материальные трудности заставили молодую семью оставить Екатеринбург и переехать в 1914 г. в Камышлов, куда Бажов перевелся по службе преподавателем духовного училища.

1917 год резко изменил жизнь Бажова, он занимается революционно-организаторской деятельностью во время гражданской воины окончательно определился политически, вступив добровольцем в Красную Армию. Находясь в рядах Красной Армии, начинает заниматься журналистикой, сотрудничает в сибирских периодических изданиях.

В 1921 г. Бажов вернулся в Екатеринбург, стал работать в газетах, редактировал "Красный путь" и "Уральскую областную крестьянскую газету". В литературу пришел как очеркист и публицист в 1924 г. В "Уральских былях", которыми он дебютировал, рассказывалось о дореволюционном быте Сысертских заводов. Следующие книги были посвящены гражданской войне и советской действительности: "За советскую правду" (1926), "Пять ступеней коллективизации" (1930), "Бойцы первого призыва" (1934), "Формирование на ходу" (1936).

Желая систематизировать обрывки своих "литзнаний", на 58-м году жизни Б. поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Первые сказы, впоследствии вошедшие в "Малахитовую шкатулку", появились в периодике в 1936 г. Первое же произведение для детей Бажов опубликовал в 1939 г., это была повесть "Зеленая кобылка", в основу которой положены Бажовым воспоминания детства. "Далекое-близкое", вышедшее уже после Великой Отечественной войны, — повесть, продолжающая "Зеленую кобылку". Собиравшиеся многие годы истории из рабочей жизни, байки, легенды положили начало собранию сказов с символическим названием "Малахитовая шкатулка". В книгу, вышедшую в 1939 г., вошло 14 произведений, каждое следующее издание дополнялось: в 1942 г. вошли горные сказки, в 1943 г. —" Сказы о немцах", в 1944-1945 гг. — "Сказы о Ленине", в 1945-1950 гг. — сказы-были. Композиционно "Малахитовая шкатулка" состоит из четырех циклов: 1) волшебные сказы, объединенные образом Медной горы хозяйки; 2) старательские сказы; 3) сказы-легенды о горнозаводском Урале; 4) сказы о русских мастерах-умельцах. При жизни писателя переиздавалась 8 раз, была удостоена Государственной премии. Во время Великой Отечественной войны сказы оказались произведениями государственной важности. "Малахитовая шкатулка" говорила читателю и о несказанных богатствах русской земли, и о духовных богатствах народа-труженика, и о непревзойденной красоте, мелодичности, звучности и многоцветий родной русской речи, сохранить которую означало сохранить и сам народ (ср. со стихотворением А. Ахматовой "Мужество").

Образ Медной горы хозяйки объединяет в цикл 10 сказов. Первый сказ "Малахитовой шкатулки" — своеобразная увертюра ко всем четырем циклам: в нем развиты и переплетены основные темы, задан основной конфликт человека (сына природы) — и Матери-Земли, своеобразно в нем подняты проблемы, называемые сегодня экологическими, конфликт мастера и природы не решается однозначно: постигая тайны ремесла, герой проникает за грань доступного человеку, посягает на сверхчелове- ческое, мистическое. В труде-творчестве он приобщается к тайнам, не постигаемым разумом. Он платит слишком высокую цену за то, чтобы потомки восхищались его творениями. В эпическом по сути своей произведении — сказе — автор лирически решает проблему мастера и творения: рукотворное выходит не столь долговечным, а созданное при посредстве волшебных природных сил — вечно. Название первого сказа необычно: автор дает "инверсионный" портрет волшебной помощницы. Определяющим жизненные устои в самом названии показана не власть — "хозяйка", — а само владение — "Медной горы". По нормам русской речи должно было быть "хозяйка медной горы". Б. уже самим заглавием расставляет необходимые смысловые акценты, задает сказовую интонацию и "живописную" доминанту. Образ горной хозяйки не монументален, напротив, все в ее облике не то явь, не то сон, даже "на конце (косы) ленты не то красные, не то зеленые". Цвета эти невозможно спутать, однако медь содержит в своей цветовой гамме все цвета от красного до зеленого, она волшебным образом вбирает и все краски живой природы. Настоящую тайну хозяйки недр, Красоту, Богатство нельзя ни продать, ни купить. Ею вознаграждаются лучшие: смелые, честные, даровитые, верные слову, делу, любви. Ведь хозяйка награждает Степана "слезами" и в напутствие говорит: "на разживу" — не продал, "тайно от своих сохранял, с ними и смерть принял". Горсточка изумрудов, "зелененьких зернышек",ко С.С. Прокофьевым в 1954 г. В 1951 г. впервые игралась опера К.В. Молчанова "Сказ о каменном цветке".

Последние годы жизни Бажова отмечены интенсивной творческой работой: с каждым новым изданием расширялся свод сказов "Малахитовой шкатулки", — общественной деятельностью: он руководил Свердловской писательской организацией, избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Традиция русского сказа, воспринятая Бажовым через фольклор, сказовую манеру Н.С. Лескова, П.И. Мельникова-Печерского, продолжена Б. Шергиным, С. Писаховым, И. Панькиным, творческое наследие самого Б. убеждает в том, что дух народа может быть сохранен и приумножен в бережно собранном и мастерски обработанном настоящим художником Слове.

Соч.: Сочинения. В 3-х тт. М., 1986; Ключ земли. М., 1987; Малахитовая шкатулка. М., 1987; Голубая змейка. М., 1991.

Лит.: Батин М.А. П. Бажов: жизнь и творчество. М., 1976; Мастер, мудрец, сказочник. Сб. статей. М., 1978; Пермяк Е.А. Долговекий мастер: о жизни и творчестве П. Бажова. М., 1978; Блажес В.В. Бажов и рабочий фольклор. Свердловск, 1982.