Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 5-9 классовБажов П. П.
 
 

Бажов Павел Петрович

Литература об авторе

Капитонова, Н. А. Бажов и Южный Урал // Литературное краеведение: Челябинская область / Н. А. Капитонова. — Челябинск : АБРИС, 2008. — С. 89-99

Он любил весь Урал. Когда однажды Бажов прочитал "Хождение за три моря" Афанасия Никитина и увидел там слова: "Нет земли краше нашей, господь, да устроит ее", он заплакал. Так близки ему оказались эти слова.

Все, что он писал в сказах об Урале, это и к нам имеет прямое отношение. И все-таки можно отдельно говорить на тему "Бажов и Южный Урал". Здесь, как он писал, "живал не раз". Он бывал в Челябинске, Златоусте, Кыштыме, Каслях, на наших озерах. Но где же он не бывал, а "живал"?Об этом он говорит сам в начале сказа "Надпись на камне" (1939):

"Из года в год мы со своим школьным товарищем проводили начало летнего отпуска в деревне Воздвиженке. Как покончим с экзаменами, так сейчас же туда, чтобы успеть окунуться в прозрачную тишину горных озер вблизи Каслей, пока еще не налетели сюда шумливые люди с ружьями и суматошными собаками.

В Воздвиженке, на стекольном заводе, принадлежавшем тогда Злоказову, у моего товарища был дальний родственник, старик-одиночка Иван Никитич. Большую часть своей жизни он проработал столяром-модельщиком при цехе художественного литья в Каслях, но под старость, неожиданно для всех своих знакомых, переселился в Воздвиженку... В его маленьком домике летом бывало немало городской учащейся молодежи...". Об озере Синара, на берегу которого раскинулась Воздвиженка, Иван Никитич сказал: "Оно мне любее всех наших озер пришлось".

Воздвиженка — село недалеко от Каслей. Так вот где "живал не раз" Бажов! Вот почему он так хорошо писал о Синаре, Иткуле! Об Ит-куле Бажов писал даже в двух сказах.

"Демидовские кафтаны" (кстати, когда этот сказ печатали впервые, он назывался "Сказ про Иткуль"): "А Иткуль-озеро на высоком местичке пришлось. Берег — песок да камень. Сухим-сухоньки, а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены, глядеть любо. Вода, как стеклышко, все камни на дне сосчитай. Только скрасна маленько. Как вот ровно мясо в ней полоскали. Дно, вишь, песок — мясника, к нему этак и так и отливает. Оттого будто озеро Иткуль и прозывается. По-башкирски говядину зовут ИТ, а КУЛЬ — по-ихнему — озеро, вот и вышло мясно озеро — Иткуль". (Слово "мясника" означало — песок с красной глиной).

"Надпись на камне": "Красивое озеро вовсе разнежило. Даже высунувшаяся из воды серая громада Шайтан — камня в игре светотеней и блеске водной равнины кажется согретой. Как будто старый Шайтан только что окунулся каменным лицом в воду, по-стариковски добродушно усмехается и говорит:

— Ай-яй, тепло. Старым костям хорошо.

До того разнежил Иткуль, что совсем было собрались остаться здесь на ночь, но потом передумали... Надо поторапливаться".

Но в сказе "Надпись на камне" больше говорится о Синаре: "Синарское озеро в своей строгой оправе камня и соснового бора все-таки кажется довольно однообразным. И там, где каменная рама дает трещины, образуя заливы, переходящие в долочки, — там лучшие места. Строгая красота сосновых колоннад здесь разнообразится кудрявой, шумливой зеленью ольховника, черемушника и прочей "ка-реньги", как зовут здесь этот вид чернолесья...".

Известный Челябинский журналист Михаил Фонотов, который хорошо знает творчество Бажова, в очерке о гранитах Синары ("Челябинский рабочий", 1998, 17 января) пишет о связях сказа Бажова "Надпись на камне" и сегодняшней жизни озера, его прибрежного населения, истории села Воздвиженка. Напоминает историю трагической любви французского художника к русской девушке, о которой писал в своем сказе Бажов.

В более ранней статье о Бажове Михаил Фонотов пишет: "В сказе "Золотой волос" описывается местность "на Нязях" и по Ураиму. Один старый лесничий рассказал Бажову легенду о Тургояке. "Вот легендочка! Только мне ее не поднять". "С Таганаем тоже много связано. Теперь уже не взобраться на гору". "Кыштым, Уфалей интересовали Бажова. Знал он и легенду (именно легенду, а не историю) переселения деревни Тютняры. Его беспокоила судьба нагайбаков".

Последние поездки Бажова к нам были в 1940 и в 1945 году. Он побывал в Ильменском заповеднике (сказ "Солнечный камень"), принимал участие в областной писательской конференции в Челябинске. Вот как об этом писала Л. Преображенская в рассказе "Дедушко Слышко": "А в 1945 году была у нас в Челябинске конференция. Со всей области съехались на нее писатели. Надо было поговорить о многом, о своей настоящей и будущей работе... И вдруг в зал вошел человек, поразивший меня своим видом. Простая светлая блуза, кожаный ремешок, мягкие сапожки. Белая борода вольно разметалась на его груди. В руке зажата трубка... Но больше всего запомнились глаза, умные, с лукавинкой...

— К нам приехал Павел Петрович Бажов, чтобы принять участие в нашей конференции, — объявила Людмила Константиновна Татьяничева. И зал снова загремел аплодисментами..."

Павел Петрович выступал в редакции "Челябинского рабочего" (теперь в этом старом особняке на углу улиц Коммуны и Васенко — Дом ученых). Выступал Бажов на ЧТЗ, в пединституте.

На Южном Урале у Бажова были друзья. Прежде всего — Людмила Константиновна Татьяничева. Оказывается, он знал ее еще девочкой. Татьяничева в Свердловске училась в одном классе с сыном Бажова Алешей. Бывала в их доме. Когда он приезжал в Челябинск, обязательно гостил у Татьяничевой. (Ее рассказ о Бажове см. в приложении.)

Особое место в творчестве Бажова занимают сказы о настоящих, не выдуманных мастерах. Именно эти сказы-были нам особенно дороги, так как связаны с Южным Уралом. Они продолжают старые сказы Бажова, где говорится о рабочем мастерстве, об умельцах. Ведь недаром один из самых главных его героев так и зовется "Данило-мастер", а один из самых известных сказов — "Живинка в деле" (сказ впервые в 1943 году был напечатан в "Правде").

Удивительно, что они писались в разгар войны, когда, казалось, было совсем не до разговоров о мастерстве. Все работали под лозунгами "Все для фронта!". Было важно, особенно на Урале, как можно больше дать фронту танков, пушек, снарядов. У станков часто чуть ли не сутками стояли мальчишки и девчонки, чтобы выполнить план. Правда, и до войны было время рекордов, соревнований ("Время, вперед!"). Но время войны — это особое отношение к труду...

И Бажову, казалось, совсем не до сказов, очень напряженная работа, бесконечная усталость. Но он понимал важность разговора о работе, ее смысле, достоинстве мастера, о том, какие красивые и редкие вещи умели делать уральские мастера. Оказалось, эти сказы были нужны на фронте, в тылу. Взрослым и детям. Причем если до этого у Бажова были выдуманные герои, то в сказах о наших мастерах он говорит о настоящих мастерах, с фамилиями, именами: Павел Аносов, Иван Бушуев, Василий Торокин.

В 1942 году был написан сказ "Иванко-Крылатко". О златоустовском мастере-художнике по металлу, гравере Иване Бушуеве. Укра шенные им сабли есть в музеях Москвы, Петербурга и других городов мира. Он умел на небольшом пространстве сабли умещать рисунки целых военных сражений и рисунки самого процесса изготовления этого оружия. Бушуевский крылатый конек — как автограф на его изделиях. Он же теперь стал гербом Златоуста.

Вместе с другими заводскими мастерами Бушуев сделал уникальную игрушку ростом с девятилетнего мальчишку, — прекрасные доспехи маленького рыцаря. Это был заказ царя для своего сына. Но подарок делали несколько лет, царевич вырос и не смог надеть железные доспехи. Маленький рыцарь, которого музейные работники прозвали Сашенькой, теперь украшает музей Златоуста. Жизнь Бушуева была короткой, о ней мы мало знаем. Знаем только, что он был ровесником Пушкина. Но то, что он был настоящим Мастером, знают все. И не только в Златоусте.

Двадцать лет тому назад на привокзальной площади Златоуста был открыт памятник Ивану Бушуеву. Может быть, помог этому сказ Бажова "Иванко-Крылатко"?

Златоусту особенно повезло: Бажов написал пять сказов, связанных с этим городом, не только "Иванко-Крылатко", но и "Коренная тайность", "Веселухин ложок", "Алмазная спичка", "Синих гор пода-ренье".

В 1943 году был написан сказ "Чугунная бабушка" о каслинском художнике-литейщике Василии Торокине, его уникальных работах, судьбе. "Даром что неграмотный, а лучше всех доводил. Самые тонкие работы ему доверяли". Почему сказ называется "Чугунной бабушкой"? Да потому, что мастеру Торокину надоело отливать фигурки по чужим, непонятным образцам, он и отлил из чугуна фигурку соседской бабушки Анисьи ("Старуха с прялкой"). "В разных странах на письменных столах и музейных полках сидит себе чугунная бабушка, сухонькими пальцами нитку подкручивает, а сама маленько на улыбе, вот-вот ласковое слово скажет".

Павел Петрович не раз бывал в Каслях, давно восхищался работой каслинских мастеров: "Против каслинских мастеров по фигурному литью никто выстоять не мог. Сколько заводов кругом, а ни один вровень не поставишь...". У него дома были чугунные фигурки из Каслей: бюст Пушкина, "Джигитовка"... Он не расставался с маленькой чугунной табакеркой. Часто повторял: "Каслинские литейщики в форму льют чугун, а остывает он серебром. И это я не для красного словца говорю".

А написал сказ Бажов для фронтовой газеты "В бой за Родину": "Посылаю сказ — "Чугунная бабушка", который по моему пониманию тоже должен работать против врага". Не только этот сказ, а все его сказы, изданные тогда в Москве и Свердловске, нужны были на фронте и в тылу.

Заканчивается сказ очень важными словами: "Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то". Не случайно эти слова выбиты на граните памятника Бажову на его могиле.

Во время войны Каслинский завод делал для фронта мины и снаряды. Бажов многое сделал, чтобы в Каслях возродилось художественное литье. Из любви к Бажову литейщики отлили в чугуне бюст Павла Петровича и его героев Данилу-Мастера и Хозяйку Медной горы.

Знаменитый чугунный Каслинский павильон, который в 1900 году на Парижской выставке удивил весь мир, завоевал золотую медаль, стоит сейчас в Екатеринбургском музее. Жаль, что не в Челябинске или Каслях! А в этом "кружевном" чугунном павильоне есть работа и Василия Торокина. Может быть, и ему в Каслях поставят памятник?

Тот, кто будет читать эти сказы впервые, наверняка подумает, почему в этих сказах так плохо Бажов говорит о немецких мастерах. Но ведь, когда он писал эти сказы, шла война с Германией! И "немец" тогда означал — "враг". Во время войны издавался даже сборник "Сказы о немцах" (Свердловск, 1943. Челябинск, 1944), куда вошли и "Иванко-Крылатко", и "Чугунная бабушка". Не все знают, что из-за этого чуть не запретили издавать сказ "Иванко-Крылатко". В 1983 году его не разрешили включить в собрание сочинений Бажова. Но в издание 2004 года сказ был возвращен. Сейчас мы все понимаем, что немецкие мастера, которые приезжали в Златоуст, Касли со своим опытом, в свое время внесли много полезного в заводскую работу уральских мастеров. Если бы у Бажова после войны были силы и время, может быть, он бы и переписал эти сказы.

Сказы "Иванко-Крылатко" и "Чугунная бабушка" давно и прочно вошли в детское чтение. Сразу после войны, в 1946 году, в Москве в детском издательстве вышла книжка "Русские мастера", а вошли туда Бажовские сказы: "Живинка в деле", "Иванко-Крылатко", "Чугунная бабушка", "Каменный цветок" и другие. Можно гордиться, что наши мастера представили Россию.

Но есть еще один сказ, который рассчитан на старших школьников и взрослых. Он написан в последний год войны (1945). Это "Коренная тайность". Павел Петрович этот сказ написал о своем тезке — знаменитом металлурге Павле Петровиче Аносове. Аносов 30 лет своей жизни (с 1817 года) посвятил тому, чтобы на Златоустовском заводе разгадать тайну булатной стали, очень прочной и очень гибкой. И он ее разгадал. Клинки из булатной стали можно было согнуть в кольцо. Раскаленный стальной прут можно было завязать в узел. "Больше сотни годов прошло стой поры,как в нашем заводе сварили такую булатную сталь, перед которой все тогдашние булаты в полном конфузе оказались". Из этой стали и делали в Златоусте уникальное оружие.

В Златоусте, в центре старого города, стоит прекрасный памятник Павлу Аносову. Недалеко от него — старый дом, где когда-то работал Аносов. Теперь в этом доме музей Златоуста.

Как только появились сказы Бажова, они стали издаваться и в Челябинске. Сборники сказов и отдельные сказы Бажова есть в библиотеках. Улицы имени Бажова есть не только в Москве и Екатеринбурге, но и в Челябинске, Златоусте, Озерске. В Копейске есть поселок имени Бажова и там ему поставлен памятник. Библиотеки носят имя Бажова. С 1993 года ежегодно проводится в нашей области Бажовский фестиваль. Он теперь называется Всероссийским Бажовским фестивалем народного творчества. Каждое лето уральские умельцы показывают свое мастерство и таланты. И впервые в этом — 2008 году приветствовать фестиваль приехал "живой" Бажов. (Его роль сыграл артист.)

В нашей области были продолжатели Бажовского дела — писатели и поэты, которые дарили детям и взрослым сказы: Серафима Власова, Сергей Черепанов, Нина Кондратковская, Юрий Подкорытов, Юрий Гребеньков. Родина Бажова — Свердловская область — не может похвастаться таким количеством авторов сказов.

Ежегодно с 1999 года в день рождения Павла Петровича награждаются писатели Российской премией Бажова. Из них три челябин-ца: Нина Ягодинцева (2001), Юрий Седов (2004), Николай Година (2005).

В 2004 году издательством "Сократ" в Екатеринбурге издана уникальная книга-подарок — "Малахитовая шкатулка: В поисках новых ключей: Путешествия со сказами Бажова". Среди этих путешествий есть и путешествия к нам, на Южный Урал: "К озеру из сказов — Иткуль", "В Уральскую Швейцарию — Касли", "В страну солнечного камня и булата — Златоуст". В книге не только сказы, о которых говорилось выше, но и путешествия по тем местам, которые описываются в этих сказах. С картами, яркими иллюстрациями, фотографиями. Если полистать эту книгу, прочитать, внимательно всмотреться в иллюстрации, сказы Бажова становятся еще понятнее, ближе, современнее.

В Екатеринбурге, в том же издательстве "Сократ" (это издательство Уральского университета), в 2007 году впервые вышла "Бажовская энциклопедия", из которой можно узнать все о писателе и его сказах. В книге масса интересных сведений не только о Бажове, но и о людях, с которыми он был связан. Книга богато иллюстрирована фотографиями, цветными вкладками с иллюстрациями к сказам. Такого богатого издания о Бажове еще не было в руках у читателя. Бажов давно достоин такой книги!