Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 1-4 классоврассказы и повести

 

Рассказы и повести

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Тубельская, Г. Н. Мамин-Сибиряк Д. Н. / Г. Н. Тубельская // Детские писатели России. Сто тридцать имен. Биобиблиографический справочник. - Москва: РШБА, 2007. - С. 201 - 204

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1851-1912) родился в небольшом заводском поселке Томской губернии. Отец его был священником в поселковой школе, в этой школе и учился будущий писатель. Друзьями его были дети мастеровых. В доме отца была прекрасная библиотека, и мальчик рано пристрастился к чтению. Первой прочитанной книгой был «Детский мир» Ушинского, он и остался навсегда любимой книгой и образцом для подражания. «Эту книгу, - вспоминал Дмитрий Наркисович, - пришлось выписывать из Петербурга, - и мы ждали ее в течение трех месяцев. Наконец она явилась и была, конечно, с жадностью прочитана от доски до доски. С этой книги началась новая эра».
В 14 лет Мамин (такова настоящая его фамилия) поступил в Екатеринбургское духовное училище, затем - в Пермскую духовную семинарию, но священником быть не захотел. Он оставил семинарию в 1872 году и уехал в Петербург, где поступил в Медико-хирургическую академию на ветеринарный факультет. Учился он и на юридическом факультете, не закончил, потому что умер отец, и юноше пришлось зарабатывать на жизнь. Он работал в газете и пробовал писать. Первый его рассказ появился в 1875 году. В 1880-е годы он активно сотрудничал в детских журналах «Всходы», «Родник», «Детское чтение», «Детский отдых» и других. Работая в литературе для взрослых, создал популярные романы «Золото», «Приваловские миллионы», он все чаще обращался к детям. При жизни было опубликовано более 130 произведений Мамина-Сибиряка для детей. Цикл его рассказов «Детские тени» печатался в 1890-е годы в журнале «Русское богатство».

Ранние рассказы писателя - о тесной связи человека и природы: «Зимовье на сеной», «Емеля-охотник», «Постойко», «Приемыш». Главные герои в них почти всегда - старик-охотник, его друг собака, приемыш - лебедь, олененок, спасенный человеком по доброте душевной.

Иногда в рассказах появляются дети: маленький внук охотника, слабый, болезненный мальчик, мечтающий о забавном олененке, но счастливый тем, что дед не погубил зверя зря и дал ему спастись вместе с матерью. Или мальчик Боря, который не бросил в беде четвероногого друга, попавшего к собачникам. В круг детского чтения вошли рассказы Мамина-Сибиряка о маленьких тружениках: «Под землей», «Вертел», «В глуши», «Кормилец», «В каменном колодце», «Пимка-жигаленок». Все эти рассказы - о тяжелой доле детей, лишенных радости детства, вынужденных заниматься рабским трудом, чтобы выжить.

Иногда рассказы имеют благополучный конец, но чаще всего от них веет безысходностью, финалы трагичны. Частная благотворительность, добрые пожелания какой-нибудь барыни и ее детей не могут изменить объективный ход вещей. Не отгораживая своих читателей от трагических картин жизни, вызывая у детей сочувствие к героям, писатель лишь устраняет из рассказов для детей жестокие бытовые эпизоды. 1892 году умерла в родах любимая жена писателя, и он остался с маленькой, тяжелобольной дочерью. Современники писателя говорили о «подвиге отцовства» Мамина-Сибиряка. Всю оставшуюся жизнь он посвятил дочери, перестал ездить на горячо любимый Урал, был вынужден из-за болезни девочки подолгу жить в большом городе или ездить на детские курорты. Для дочери сочинялись знаменитые «Аленушкины сказки». Они создавались с 1894 по 1897 год и сначала не предназначались для печати. Затем, кому-то из друзей пришло в голову издать сказки. Эти сказки можно назвать «сказками жизни». Они задумывались как педагогические заповеди ребенку, учили быть в жизни стойким, мужественным, добрым. Ищи свое место в жизни, не будь зависим от обстоятельств, как желтая птичка Канарейка, помни, что даже маленький комар способа победить медведя, потому что «храбрость города берет». Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться гораздо лучше тех, кто его презирал.

В центре «Аленушкиных сказок» - животные, рыбы, насекомые, куклы, но человеческие законы ребенок постигает и через них. В сказках чувствуется аромат русского фольклора, здесь есть и храбрый Заяц - длинные уши, и мохнатый Миша - короткий хвост, и хитрый Кот, и надоедливая Муха. Ребенок учится зорко наблюдать за природой, быть деятельным и внимательным ко всему живому. Недаром маленькая Аленушка как действующее лицо посвященных ей сказок говорит отцу-рассказчику о своей любви ко всему живому. Сказки эти одновременно грустные и веселые: хвастун Заяц, сам того не ожидая, напугал Волка и не только завоевал авторитет храбреца, но и сам поверил в свою храбрость. Нахальный Комар пригрозил съесть медведя, и хоть осуществить такую угрозу было немыслимо, Медведю пришлось спасаться бегством от несметных полчищ родственников Комара.

В некоторых сказках герои - игрушки. Описывая праздник («Ванькины именины») писатель рассказывает, как весело начавшийся праздник кончается всеобщей дракой, как это нередко случается в жизни, когда люди не умеют уступить другому и собственное самолюбие ставят превыше всего.

Сама слушательница сказок - Аленушка - временами становится и действующим лицом. В одной из сказок она во сне летит над морем цветов на Божьей коровке, Божья коровка увеличивается, чтобы девочка могла усесться на ее спинку, а девочка таинственно уменьшается. Последняя сказка, завершающая цикл, о том, как герои всех предыдущих сказок собрались вокруг Аленушки, напоминают ей о себе, стерегут ее счастливый сон и доброе пробуждение.

«Аленушкины сказки» вышли в свет, когда дочке Мамина-Сибиряка шел пятый го». В письме к матери он писал: «Это моя любимая книжка, ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».

Позднее, в год сорокалетия литературной работы Дмитрия Наркисовича, группа литераторов и общественных деятелей обратилась к нему с приветствием: «Вы открыв свою душу нашим детям. Вы поняли и полюбили их, и они поняли и полюбили Вас. У вас существует неразрывная связь, и "Аленушкины сказки" будут читаться, пока на Руси не переведутся сибирский кот Васька, лохматый деревенский пес Постойко, и серая мышка-норушка, и забияка-петух. Спасибо Вам, дорогой писатель и сердечный товарищ».

Современники писали о Мамине-Сибиряке: «Он был как обломок яшмы, красивой узорчатой яшмы, занесенный далеко от родных гор. Рослый, широкоплечий, с задумчивыми глазами, он выделялся в любой толпе. Он был силен физически, и ум у него был живой и острый. В нем было большое обаяние и в то же время какая-то незащищенное и трогательность».

В 1894 году Мамин-Сибиряк писал издательнице одного из детских журналов: «Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье писать для детей и чувствовать напряженное внимание тысяч детских головок, которые будут ловить каждое слово и дарить автора своими чистыми детскими улыбками».

А матери писал: «Как мне кажется, эти маленькие безделки доставят мне больше популярности, чем все написанное раньше для большой публики».

Была у Мамина-Сибиряка мечта, которую он не успел осуществить: написать для детей книгу по русской истории. Он восклицал: «Где эти таинственные родники, из которых сочилась многострадальная русская история? Где те пути-дороженьки и роковые росстани, по которым ездили могучие родные богатыри?» Написанные им в 1904 году очерки «Сударь Пантелеймон-свет Иванович», «Славен город Великий Новгород» были началом цикла рассказов о русской истории. Но русское цензурное ведомство не устраивало стремление Мамина-Сибиряка рассказать детям правду о прошлом, не устраивали цензуру и рассказы писателя о жизни малых народов России, страдавших от гнета своих богатеев. Цикл остался незавершенным.