Писатели земли Уральской
   
главнаядля школьников 1 - 4 классовпоэзия

 

Поэзия

Ранеева Елена Алексеевна

О творчестве Елены Ранневой в Интернет

Эпштейн, С. Игра слова и цвета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stihi.ru/avtor/hjdfz


В одном из недавних моих заметок упоминалась самая-самая последняя книжка Елены Ранневой, вышедшая в Миассе — только ее название было мне еще неведомо. И вот оно: после сборника «Ах, выросла игралица!» в библиотеке детских игровых изданий Елены — прибавление: в руках у меня — цветастая, рисуночная, прямо-таки расписная детская книжица «Игровая карусель. Приключения Ходипки» (издательство «Геотур»). О многом пишут авторы «Ильменита» и другие миасские авторы, складывающие свои рукописи в стоп, не претендуя на их издание. Скажу без риска ошибиться: а вот о детях и для детей пишут очень немногие. Елена Алексеевна — человек смелый, она настойчиво добивается того, чтобы ее стихи для ребятишек игрались и издавались.

Писать дидактические стихи — совершенно особое дело. Писали их и классики детской литературы. Пишут и нынешние знаменитые поэты. Но у них дидактика, назидание, наставление, даже обучение спрятаны глубоко-глубоко. Доброта доктора Айболита, свирепость Бармалея, наивная хитрость Винни Пуха, даже страшная беда Танечки, что уронила в речку мячик, хитрым образом воздействуют на юного читателя и слушателя, лепят из него честного, доброго, смелого и резвого человечка.

Елена ставит перед собой задачу вроде бы проще, ближе и определеннее — научить читать, считать, логично рассуждать, рассказать, что хорошо, а что плохо. Она пытается привить малышам находчивость, подвижность мысли, умение ухаживать за вещами. Стихи Ранневой — поучения, не запрятанные за приключения, это дидактика впрямую, но в форме игры. Это пособие родителям, воспитателям детских садов и яслей.

Такова и книжка «Игровая карусель». Ходилка ведет за собой крохотного читателя по городу Верносчитайкину, вместе с доктором Считайкиным учит веселому счету, провожает по городу господина Наоборота, задает загадки, предлагает решить перепуталки, нескладки, знакомит с Сочиняльной страной.

Интересно? Да. Так и видишь стайки ребят, хором разгадывающих эти несложные загадки. Не знаю, как оценят издание специалисты – педагоги, но думается, что своего читателя книжка найдет. Тем более такая яркая. «Счет ребятам надо знать» – называется первое стихотворение книжки:

Сколько пальцев не руке?

Сколько пчелок на цветке?

Сколько кукол в магазине?

Сколько яблочек в корзине?..

И пошла дошкольная математика:

Я совсем, совсем простая,

Спицу я напоминаю,

Очень важная я птица.

Называюсь...

Это, конечно же, единица. Но погодите: какая же это птица — единица? Простая или важная? Немножко не то слово. Можно встретить и другие «не те слова», не те рифмы, не то правописание, «недотянутость» композиции...

Конечно, по идее автор все должен знать, все уметь, все видеть и быть критиком самому себе. В любой книге автору — первое место, редактору — второе. Но книжное дело а Миассе только начинается, и любому автору не повредит совет и вмешательство опытного, подготовленного литературного редактора. Чтобы поправил неловкое словосочетание, слабую рифму, заметил нелогичность, отступление от избранного приема.

Все это есть у Елены Ранневой, и все же книжка, безусловно, привлечет детей, она оставляет доброе впечатление. Уроки русской детской литературы очень и очень помогли Елене. В книжке все бойко, резво, нескучно. Безусловный успех издания наверняка разделят иллюстраторы М. Симонова, Е. Симонова и О. Сангина. Уморительные персонажи книжки вырисованы просто здорово. Художники как бы дописали ее своими многокрасочными рисунками. И тут есть еще один участник успеха — ТОО «Полиграф», показавшее высочайший, просто-таки столичный уровень цветной печати.


Корчагина, Н. "Пишу про всё, что любят дети" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stihi.ru/avtor/hjdfz


...Задорное стихотворение о смешном паровозике, везущем в город лето, никак не хотело заканчиваться: Елена вертела его так и сяк, меняла местами слова и строчки – ничего не получалось! По дороге на работу купила цветные мелки, и вдруг... ворох слов сам собой выстроился в озорное четверостишие: «Солнечный луч, машинист удалой, Ловко весь поезд тянул за собой, Всех ослепляя потоками света, В город привез он цветастое лето!» Чем записать? В сумочке – ни листочка, ни карандаша! Быстро завернув за угол, достала купленные мелки и, торопясь, нацарапала заветные строчки прямо на асфальте. До школы было рукой подать. Заглянула в класс: Ребята, посидите, пожалуйста, сейчас вернусь, и, схватив блокнот, помчалась переписывать с асфальта те самые зарифмованные слова...

Можно ли не стать поэтом, если любимой твоей игрой с двух лет была игра в рифмы?.. Мудрый папа-историк рано научил дочурку чувствовать красоту слова: «кошка - ложка», «щенок – промок », «снежок – дружок»... А потом оказалось, что можно рифмовать целые строчки – про куклу, мишку, цветы в саду, летний дождик. И это было еще интереснее! Чтение вечерней сказки в доме превращалось в увлекательные «придумки»: малышка-дочь и взрослый мужчина «на равных» сочиняли продолжения любимых сказок, додумывали судьбы сказочных героев, перекраивая их на свой лад. Мама, преподаватель русского языка и литературы, готовясь к урокам, вместе с дочкой, наизусть учила стихи Есенина, Пушкина, Лермонтова.

Стоит ли удивляться, что четырехлетняя Леночка Раннева начала сочинять стихи? В школьные годы никто в классе даже не догадывался, что скромная девчонка с косичками – будущий детский поэт. А сама она помалкивала. Лишь однажды, охваченная вдохновением, написала на уроке сочинение о войне в стихах, чем немало удивила учителя.

В 14 лет пришло серьезное увлечение музыкой. Уступив настойчивым просьбам, ее приняли в музыкальную школу, курс которой она закончила за три года.

Лена мечтала стать врачом, но, поддавшись уговорам отца, закончила музыкальное училище, потом – пединститут.

Первая книжечка стихов Елены Ранневой «Моя азбука» увидела свет в 1994 году. Сочинила эти стихи в начале 80-х для своего трехлетнего сына, – вспоминает Елена, – потому что найти пособие по обучению малышей грамоте было невозможно. Как-то само собой возникли строчки: «Раз-черта и два-черта , Третья поперек легла... До чего она проста, Эта наша буква А». Так все буквы и сочинились . И сын быстро научился читать!

Веселые стишки про буквы переписывали для своих детей Ленины подружки, а она все стеснялась признаться в авторстве. Десять лет спустя об этой «азбуке» узнала Галина Губко и предложила выпустить ее в издательстве «Геотур». – Помню, как я ждала эту книжку-малышку! Не ходила, а летала по городу – так была счастлива! А сегодня «Мою азбуку» читают и в Швеции, и в Израиле, и в Америке: кто уехал за рубеж, увезли книги с собой. Вслед за первой стали выходить другие книжечки Елены: «Антошкины игралочки», «Мельница-вертельница», «Ах, выросла игралица», «Игровая карусель» (первая цветная), «Че-че-чтение», «До-ре-мишка» и «Читалки-считалки».

– Как приходят ко мне стихи? Экспромтом. Подойду к дочкиной кроватке и приговариваю тихонечко: «Дочка Олечка, вставай, Сарафанчик надевай, За окошком рыжий кот В белых туфельках идет...» Даже кашу ели со стихами! Для дочки же и «Капризыча» написала: «Прячьтесь, слезные платочки. Не нужны вы нашей дочке...»

Чаще пишу ночью. Причем, так: ложусь спать и чувствую, что пошли строчки. И значит, надо садиться и записывать. А куда деваться? Иногда такие хорошие стихи приходят, жалко потерять. Бывает, что стихи мне снятся, а утром пытаюсь вспомнить – не могу… В последнее время пишу стихи с конца. Например родилась строчка «сколько чашек мытых? Ноль целых, пять разбитых»… И из этого получается считалка. Или так: «Не хочу ходить к врачу и чистить зубы не хочу» Все, пишу стихотворение про нехочуху!

– Часто провожу презентации своих книг, встречаюсь с воспитателями детских садов Миасса, Златоуста. Рассказываю, как работать с моими стихами, как их пропеть, протанцевать, прохлопать, протопать. Каждое стихотворение – это учебное пособие по развитию памяти, внимания, чувства ритма, звукопроизношения. Важно только воспитателю правильно донести его до ребенка – читать не по слогам, уткнувшись носом в книгу, а наизусть, звонко, весело, четко, с настроением, с удовольствием. Дети это очень тонко чувствуют.

Иногда меня спрашивают: нужны ли современным детям стихи? Не-об-хо-ди-мы! Любовь к поэзии должна впитываться малышом вместе с молоком матери. Если мы не будем учить детей красиво мыслить, красиво говорить, то чего-то очень важного мы ему недодадим. Красота окружающей жизни пройдет мимо, останется незамеченной им.

– Молодые мамы обычно говорят: «Нет времени на ребенка!» Думаю, что эти мамы и сами воспитывались в атмосфере бездуховности, вне общения с книгой, сказкой. Вообще стихи можно читать двухлетним малышам – смотря, конечно, как их читать. Стихи должны быть толковыми и звонкими, как у Маршака. Для меня Маршак – энциклопедия детской жизни, я училась по его книгам.

Нравится творчество многих современных поэтов – Юнны Мориц, Романа Сефа, Михаила Яснова. Но провести аналогию своих стихов с кем-то из них не могу – я сама по себе.

..Как-то чудом попала в Московское издательство (то ли «Малыш», то ли «Детская литература» - не помню), нашла редактора, просмотрел он все стихи и сказал:

– У вас есть самое главное качество детского поэта – «детскость». Пишите!

– «Взрослые» стихи тоже пишу, но женская поэзия – это, чаще всего, слезы, стоны, боль. А я не люблю соприкасаться с собственной болью, которую сама же выплеснула на бумагу. Лучше писать о детях и для детей. Причем, интересно: чем больше проблем в моей жизни, тем веселее и беззаботнее получаются стихи.

Очень помогает творчеству общение с детьми. Работала в яслях, так столько стихов родилось! Дали мне двухлеток. Что с ними делать? На улице дождь, пасмурно, грустно. Усадила вокруг себя и неожиданно начала: «Этот пальчик – толстячок, лег вот так, на бочок. Этот пальчик – хитрячок, тычет в спинку и бочок...» Коллеги заглядывают – что за новые стихи? А я продолжаю, да так уверенно, будто давным-давно эту пальчиковую игру знала...

«Про все на свете, что любят дети.. »

– Под такой рубрикой в Южно-Уральском издательстве в конце прошлого года вышли две моих книги – «Скакарик» и «Цветной паровоз». В 2004 году, будучи в Челябинске, зашла в издательство к главному редактору Владимиру Курбатову: «Посмотрите, пожалуйста!». Он посмотрел и говорит: «Хорошие стихи!» и вместе с директором Виктором Большаковым предложили заключить договор на издание. Долго отбирали стихи для сборника, работали с художницей Аней Галиулиной, которая должна была иллюстрировать книгу. Уникальная, между прочим, девушка! Молодая, но сделала все так, как я и хотела – каждый рисунок в дви¬жении, ничего статичного, застывшего. Все от души!

– Поэзия заполняет всю мою жизнь, это радость и боль моя. Мечтаю, что смогу когда-нибудь поездить по миру, познакомиться с поэтами – общения с «братьями по перу» не хватает. Планов на будущее много: работаю над проектом детской книжки к юбилею Челябинска, хочу заняться переводами с подстрочника, на очереди – издание следующих книг. Например, своеобразной технической энциклопедии для детей о робототехнике, которую мы готовили совместно с преподавателем ЮУрГУ А. Телегиным. Пишу песни, веду уроки музыки и театральный кружок в школе, пою в ансамбле педагогов...

Как все успеваю? Сама не знаю. Иногда думаю: бедная я, бедная, даже поспать толком не могу – стихи мешают (смеется). А вообще-то я – счастливый человек. Устану – иду пешком к Тургояку. Постою на берегу, помечтаю: «Эх, жить бы мне у озера, как Эдвард Григ! Только без общения с детьми язык их забуду...» Возвращаюсь домой и знаю – все будет хорошо!